С миру по рецепту

Рецепты народной медицины

Подписаться на новости










 

Человек с яблоком


Сын человеческий (картина) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 ноября 2018; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 ноября 2018; проверки требуют 2 правки.
Рене Магритт
Сын человеческий. 1964
фр. Le fils de l'homme
Холст, масло. 116 × 89 см
Частная коллекция

«Сын человеческий» (фр. Le fils de l'homme) — картина бельгийского сюрреалиста Рене Магритта. Возможно, самая известная из его работ.

Магритт писал эту картину как автопортрет. На ней изображен мужчина в пальто и шляпе-котелке, стоящий около невысокой стены, за которой видно море и пасмурное небо или дым. Лицо человека практически полностью закрыто парящим перед ним зелёным яблоком. Своим названием картина, как полагают, обязана образу современного мужчины — этакого бизнесмена, строго одетого, высокоэффективного, но всё равно остающегося сыном библейского Адама и подвергающегося искушению тем же яблоком.

Магритт сказал о картине:

По крайней мере, она отчасти хорошо скрывает лицо, поэтому у вас есть очевидное лицо, яблоко, скрывающее видимое, но скрытое лицо человека. Это то, что происходит постоянно. Все, что мы видим, скрывает что-то другое, мы всегда хотим видеть то, что скрыто тем, что мы видим. Существует интерес к тому, что скрыто и что видимое нам не показывает. Этот интерес может принимать форму довольно интенсивного чувства, своего рода конфликта, можно сказать, между видимым, которое скрыто, и видимым, которое представлено.

«Сын человеческий» Магритта - История одного шедевра

Сюжет

Мужчина неопределимого возраста в ладно скроенном, но ничем не примечательном костюме и котелке, стоит у низкой ограды. За его спиной — водная гладь. Вместо лица — яблоко. В этом сюрреалистическом ребусе Рене Магритт зашифровал несколько тем, которые проходят через все его творчество.

«Сын человеческий", 1964. (wikipedia.org)

Инкогнито в котелке — образ, созданный на противоречивом сочетании магриттовских страстей. С одной стороны, он придерживался правил классического буржуа, предпочитал выглядеть незаметным, быть, как все. С другой, — обожал детективные истории, приключенческие фильмы, особенно про Фантомаса. История о преступнике, который принимал облик жертв, устраивал мистификации, обманывал полицию и всегда скрывался от преследования, будоражила фантазию Магритта.

На стыке тяги к порядку и беспорядку и родился этот мужчина, который кажется добропорядочным, но за чьей личиной таятся секреты, неизвестные даже ему. Тот самый тихий омут с его чертями.

В том же контексте можно рассматривать и аллюзию на историю грехопадения. Адам не за то был изгнан из рая, что согласился съесть плод с запретного дерева, но за то, что не вынес ответственности за совершенный проступок, а значит, не оправдал имя человека как божественного творения.

Рене Магритт со своим шедевром. (pinterest.com)

Еще один мотив, который, так или иначе, звучит во многих работах, — воспоминания о матери, покончившей с собой, когда Рене было 14 лет. Она утонула в реке, и когда спустя некоторое время тело ее достали из воды, то голова была опутана ночной сорочкой. И хотя Магритт говорил позднее, что это событие никоим образом не повлияло на него, верится этому с трудом. Во-первых, чтобы в 14 лет остаться равнодушным к суициду матери, нужно быть с атрофированной душой (чего точно не скажешь о Магритте). Во-вторых, образы либо воды, либо удушающей драпировки, либо женщины, соединенной с водной стихией, появляются на картинах очень часто. Вот и в «Сыне человеческом» за спиной героя — вода, а барьер, отделяющий от нее, крайне низкий. Конец неизбежен, а приход его непредсказуем.

«Голконда», 1967. (wikipedia.org)

Контекст

По определению Магритта, он творил магический реализм: используя знакомые предметы, создавал незнакомые комбинации, которые заставляли зрителя беспокоиться. Названия для большинства картин — все эти загадочные, окутывающие формулировки — придуманы не самим художником, а его друзьями. Закончив очередную работу, Магритт приглашал их и предлагал устроить мозговой штурм. Сам же художник оставил довольно подробное описание философии своего искусства и восприятия мира, его понимания взаимоотношений между объектом, его изображением и словом.

«Репродуцирование запрещено», 1937. (wikipedia.org)

Один из хрестоматийных примеров — картина 1948 года «Вероломство образов». На ней изображена знакомая всем курительная трубка, сама по себе не вызывающая никаких волнений в тонко организованной душе артистической натуры. Если бы не подпись: «Это не трубка». «Как это не трубка, — возникал вопрос у зрителей, — когда прекрасно видно, что ничем, кроме как трубкой, это быть не может». Магритт парировал: «Вы можете набить ее табаком? Нет, это ведь всего лишь изображение, не так ли? Так что, если бы я написал под картиной «Это трубка», я бы солгал!»

«Вероломство образов», 1928−1929 гг. (wikipedia.org)

В каждом произведении Магритта есть своя логика. Это не череда ночных кошмаров и снов, а система связей. Художник вообще скептически относился к тому, с каким рвением сюрреалисты штудировали Фрейда и, едва пробудившись, старались как можно подробнее запечатлеть увиденное во сне.

У художника есть цикл работ — «перспектив», на которых герои картин именитых мастеров умирают. То есть Магритт осмысливает изображенных на полотнах как живых людей, которых ждет смерть рано или поздно. Например, Магритт взял портреты мадам Рекамье кисти Давида и Франсуа Жерара и на их основе написал две перспективы. И ведь не поспоришь: как бы ни была прекрасна светская львица, но и ее ждала та же участь, что и последнюю замухрышку.

Жак-Луи Давид «Портрет мадам Рекамье», 1800. (wikipedia.org)


«Перспектива мадам Рекамье Давида», 1951. (wikipedia.org)


Франсуа Жерар «Портрет мадам Рекамье», 1802. (wikipedia.org)


«Перспектива мадам Рекамье Жерара», 1950. (wikipedia.org)

То же Магритт проделал с «Балконом» Эдуарда Мане, на котором заменил людей гробами. Кто-то воспринимает цикл «перспектив» как арт-богохульство, кто-то как шутку, но если призадуматься, то это лишь трезвый взгляд на вещи.

Судьба художника

Рене Магритт родился в бельгийской глуши. В семье было трое детей, приходилось нелегко. На следующий год после смерти матери Рене познакомился с Жоржеттой Бергер. Спустя 9 лет они встретятся вновь и уже не расстанутся никогда.

«Жоржетта», 1937. (wikipedia.org)

После школы и курса в Королевской академии искусств Магритт отправился рисовать розы на обоях — устроился художником на фабрику. Затем занялся рекламными постерами. После женитьбы на Жоржетт Магритт все больше времени уделял искусству. (Хотя периодически ему приходилось возвращаться к коммерческим заказам — денег не хватало, Жоржетт приходилось время от времени работать, что крайне угнетало Рене — он, как правильный буржуа, считал, что женщина не должна работать вовсе.) Вместе они отправились в Париж, где познакомились с дадаистами и сюрреалистами, в частности, Андре Бретоном и Сальвадором Дали.

Рекламный плакат, созданный Магриттом в 1936-м. (wikipedia.org)

Вернувшись на родину в 1930-х, Магритт остался верен своему аскетическому по меркам художников образу жизни. В его доме не было мастерской — он писал прямо в своей комнате. Никаких разнузданных пьянок, сексуальных скандалов, богемной распущенности. Рене Магритт вел жизнь неприметного клерка. Детей у них не было — только собачка.

Постепенно он становится все известнее в Европе и США, его приглашают в Британию и Штаты с выставками и лекциями. Неприметный буржуа вынужден покинуть свой тихий уголок.

Магритт работает. (pinterest.com)

В годы войны, желая приободрить сограждан оккупированного отечества, Магритт обращается к импрессионизму. Используя за образец Ренуара, он выбирает краски ярче. По окончании войны он вернется к привычной для себя манере. Кроме того, он начнет эксперименты в кино: купив в 1950-х камеру, Магритт увлеченно снимает короткометражные фильмы с участием жены и друзей.

В 1967 году Магритт скончался от рака поджелудочной железы. Осталось несколько незавершенных проектов, над которыми художник работал до последних дней.

Что хотел сказать автор одной из самых известных картин в мире

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Даже если вы не знакомы с творчеством бельгийского художника-сюрреалиста Рене Магритта, вы наверняка узнаете его картину «Сын человеческий». Это не только одна из самых известных его работ, но и, пожалуй, одно из наиболее узнаваемых и одновременно загадочных произведений искусства. В отличие от остальных работ Магритта, картину не так легко увидеть: она хранится в частной коллекции и очень редко появляется на выставках. Последний раз она предстала миру в 2018 году, а когда это произойдет вновь, неизвестно.

Мы в AdMe.ru предлагаем узнать, что же «хотел сказать автор», когда создавал «Сына человеческого», и какие теории появились у поклонников его творчества.

Как создавалась картина

Мужчина в котелке, чье лицо скрыто яблоком, — не кто иной, как сам Рене Магритт. Точнее, должен был им быть. Картина задумывалась как автопортрет — его заказал художнику его друг и меценат Гарри Торкзинер в 1963 году. Однако, судя по письмам, сюрреалисту было сложно рисовать самого себя. Он называл эти трудности «проблемой сознания».

Если присмотреться, можно увидеть глаз художника, выглядывающий из-за фрукта. Но в итоге у Магритта получился не автопортрет, а некий собирательный образ, который породил разные трактовки картины.

Как трактуют «Сына человеческого»

«Сына человеческого» можно сравнить с ребусом, где за простыми деталями кроется загадка. Вероятно, поэтому у картины несколько трактовок.

  • Одна из них — религиозная. Некоторые критики усматривают в работе Магритта христианский сюжет. Так, «сыном человеческим» называет себя в Новом Завете Иисус. Можно предположить, что картина переосмысливает преображение Христа в современности.
  • Однако это не единственная теория, отсылающая к религии. Некоторые считают, что на картине изображен первый человек, созданный богом, так как на полотне есть яблоко — символ искушения и познания. Это Адам нового времени, уже одетый в деловую одежду, но все так же жаждущий запретного плода.
  • Другая теория рассматривает мужчину на картине как обывателя, который так занят желанием обладать чем-то материальным (яблоко, затмевающее взор), что не замечает мира и возможностей вокруг (бескрайние небо и море позади человека). Забор за спиной в этом случае означает преграды, которые человек строит сам себе из-за своих ограниченных желаний.
    Обратите внимание, что локоть одной руки выгнут в другую сторону. Если смотреть только на эту руку, может показаться, что мужчина стоит лицом к морю. Эту деталь можно интерпретировать так: люди постоянно фокусируются на прозаических вещах, но иногда все равно обращаются к высоким материям, задумываются о трансцендентальной реальности.

Сын человеческий: странные работы Ren Magritte

Как-то в разговоре зашла тема о картине Магритта Рене «Сын человеческий» (Le fils de l'homme), и действительно всем нам известна эта картина, но вспомнить ("визуализировать") ориентируясь на одно название…

А скажи «человек в шляпе с зеленым яблоком вместо лица»… А уж сколько существует пародий, сколько всяческих «фотожаб»

Кто же этот загадочный «Сын человеческий», как нам сообщает википедия; Рене Франсуа Гислен Магритт (фр. Ren Franois Ghislain Magritte, 1898—1967) — бельгийский художник-сюрреалист. Известен как автор остроумных и вместе с тем поэтически загадочных картин.

Цель Магритта, по его собственному признанию, заставить зрителя задуматься. Из-за этого картины художника часто напоминают ребусы, но ребусы, которые полностью разгадать невозможно, так как они ставят вопросы о самой сути бытия: Магритт всё время говорит об обманчивости видимого, о его скрытой таинственности, которую мы обычно не замечаем.

«Сын человеческий» (фр. Le fils de l'homme) — картина Рене Магритта.

Магритт писал эту картину как автопортрет. На ней изображен мужчина в пальто и шляпе-котелке, стоящий около стены, за которой видно море и облачное небо. Лицо человека практически полностью закрыто парящим перед ним зелёным яблоком. Своим названием картина, как полагают, обязана образу современного бизнесмена, оставшегося сыном Адама, и яблоку, символизирующему искушения, которые продолжают преследовать человека и в современном мире.

Сейчас картина находится в частной коллекции.

Другие картины:

Проницательность (Автопортрет), 1936

Препятствие пустоты 1965

Человеческий удел 1955

Изображение Магритта на банкноте в 500 бельгийских франков.

«Сын человеческий» (Le fils de l'homme) — DRIVE2

«Сын человеческий» (Le fils de l'homme) — самая знаменитая картина Рене Магритта, бельгийского художника-сюрреалиста, тот самый «мужик с яблоком», «безликий в котелке». Стоит в одном ряду в смысле влияния на умы и узнаваемости образа с такими вещами, как «Джоконда», «Тайная вечеря», «Американская готика», «Крик». По количеству пародий, фотожаб, аллюзий и отсылок с «Сыном человеческим» мало что может сравниться.

Немного фактов

Картина написана в 1964 г., сейчас находится в частной коллекции. Магритт писал ее как автопортрет. Изображенный мужчина в пальто и шляпе-котелке, стоящий около стены, за которой видно море и облачное небо, наверное, известен всему миру, хотя его лицо почти закрыто висящим в воздухе зелёным яблоком. Считается, что названием картина обязана «образу современного бизнесмена, оставшегося сыном Адама, и яблоку, символизирующему искушения, которые продолжают преследовать человека и в современном мире». Яблоко, конечно, самая загадочная часть образа, его можно трактовать и как библейский символ соблазна и познания, и как часть природы, которую пытается постичь человек.

Картина названа «Сын человеческий», по словам самого Рене Магритта, потому, что в ней воплощен образ современного бизнесмена, который все равно остается по сути сыном Адама и все искушения современного мира ему не чужды. Словом, художник любил показывать скрытую сущность вещей и событий.

Образ картины, например, использован в фильме «Афера Томаса Крауна» (The Thomas Crown Affair), где герой грабит американский музей, переодевшись сам и переодев своих сообщников в персонажей Магритта. Репродукция «Сына…» висит в кабинете у Крауна и, кстати, тоже символизирует двойственность владельца — с одной стороны, богатого бизнесмена и ценителя живописи, а с другой — вора и авантюриста.

Кроме того, картина также присутствует в «Симпсонах» (сезон 5, эпизод 5), в сериале «Воздействие» (Leverage), в фильме «Персонаж», в сериале «White collar» (сезон 3, эпизод 1).

Картина «Сын человеческий» (Le fils de l'homme)


Рене́ Франсуа́ Гисле́н Магри́тт (фр. René François Ghislain Magritte, 1898—1967)

Сын человеческий или история о пальто и котелках

Мой любимый сюрреалист может похвастаться многими шедевральными работами, скромно висящими в музее его имени в Брюсселе. Широкой же публике он известен благодаря двум головам, затянутым куском ткани, сидящим гробам, изображением трубки, а также женских половых органов, органично вписавшихся в лицо. Ну и, естественно, благодаря нему - сыну человеческому.


Образ мужчины в пальто и котелке проходит красной нитью через все творчество Магритта. Впервые он рисует схожий силуэт в 1926 году, назвав картину "Размышления одинокого прохожего". Некоторые исследователи его творчества полагают, что картина написана под впечатлением от смерти матери художника. (Покончила жизнь самоубийством, спрыгнув с моста).

Год спустя мотив котелка и пальто вновь всплывает в творчестве Магритта. "Смысл ночи". Смысл ночи, понятное дело, во сне.

В очередной раз Магритт вспоминает про данный образ лишь в 1951 году, создав картину "Ящик Пандоры". Предположительно, белая роза выступает символом надежды, оставшейся на дне ящика.

В 1953 году Магритт рисует знаменитую "Голконду" дождь из мужиков. Сам Рене утверждал, что данная картина олицетворяет одноликость толпы и одиночество индивидуума в ней, который может прикоснуться к настоящей жизни - опять же - лишь во сне.

В 1954 появляются "Великое столетие" и "Школьный учитель".

"Великое столетие"

"Школьный учитель"

В 1955 году человек в пальто и котелке раскрывается с разных сторон. Три фигуры, три луны, три реальности. "Шедевр или тайна горизонта"

В 1956 альтер-эго Магритта утрачивает форму и мимикрирует под горизонт - работа "Поэт воссозданный"

В 1957 году Магритт вдохновляется Боттичелли, помещая Весну на спину человека в пальто. "Готовый букет"

Сделав перерыв в три года, в 1960 пальто возвращается к благодарному зрителю. С собой оно приводит яблоко. "Почтовая открытка"

А также представителей фауны. Важная деталь - человек в пальто и котелке поворачивается к нам лицом. "Присутствие духа"

В 1961 году Гагарин совершил полет в космос, а Магритт нарисовал "Портрет Штефи Ланг", куда не преминул поместить два комплекта "пальто-котелок".

В 1962 году к фигуре добавились любимые художником изображения облаков и листвы, да и концепция трех пространств вновь нашла отражение в творчестве бельгийца.

"Высший свет".

"Дух приключений"

В 1963  Магритт вновь немного поэкспериментировал с формой.


"Бесконечное признание"

"Сторонник порядка"

В 1964 художник пишет предтечу "Сына человеческого". "Человек в котелке"

И, наконец, мы добрались до, пожалуй, самой известной картины Магритта. "Сын человеческий" задумывался как автопортрет художника, символизируя современного человека, утратившего индивидуальность, но не избавившегося от соблазнов.

В этом же году была написана вариация "Сына человеческого"  - "Великая война"

Спустя два года после "Сына Человеческого" Магритт вновь вернулся к котелкам. "Декалькомания" и "Королевский музей" датируются 1966.

"Декалькомания"

"Королевский музей"

На этом Магритт закончил свои отношения с котелками, но было поздно - образ пошел в массы. Немалую роль в опошлении картины сыграли шаловливые ручонки поклонников продукции Apple.


Впрочем, не стоит винить только адептов испорченного яблока - как правило, адаптация идеи обществом зачастую проходит болезненно для автора.

Апофеоз процесса - трансформация "сына человеческого" в нового героя прогрессивной молодежи. Чувствую, Магритт только что напоролся на гвоздь в своем гробу.

Что мы имеем на выходе? Один из ключевых образов художника опошлен и коммерциализирован. С другой стороны, разве не это служит доказательством всемирной известности?

Творчество Рене Магритта. Что значит образ человека без лица?

Рене Магритт – один из интереснейших художников XX столетия, чьи работы стали образцовыми в рамках сюрреализма. Невозможно пройти мимо его картин, наполненных загадочными образами, многие из которых так и требуют, чтобы их разгадали. Concepture публикует статью об одном из ключевых образов в живописи бельгийского сюрреалиста.

Человек без лица как символ анонимности

Магритт был не только интересным художником, но и интересным человеком: свои вызывающие картины он рисовал не с целью эпатажа, быстрого признания или материального обогащения за счет падкой на сюрреализм публики. Это был тихий, неприметный человек, который в жизни и творчестве стремился к анонимности, ибо признавался, что живет в неприятном мире и своим искусством контратакует его. Видимо, такое мироотношение и позволило ему создать такой впечатляющий и широко известный сегодня образ современного человека, лишенного индивидуальности, «человека толпы», человека без лица.

Целая серия картин Магритта объединена этим интригующим образом, который берет начало в картине «Сын человеческий», написанной в 1964 году. Задумывалась картина как автопортрет художника, однако результат мало напоминает традиционный автопортрет. На картине нет самого главного – лица человека. Разглядеть можно только строгий костюм и котелок. Смысл этого образа не стоит ограничивать рамками автопортрета, на картине не Магритт как Магритт, а Магритт как сын века, как представитель современного общества. Именно поэтому образ бизнесмена с яблоком вместо лица приобрел такую популярность и довольно неоднозначно воспринимается аудиторией. 

Этот персонаж присутствует на многих полотнах художника, что подчеркивает его важность, смысловую нагруженность. В связи с этим персонаж вызвал множество вопросов. Попробуем хоть что-то прояснить. Во-первых, Магритт как представитель авангарда начинает с игры с самим жанром портрета, который подразумевает максимально точное изображение конкретного человека, обладающего характерными чертами, неповторимыми особенностями внешности.

Как правило, портретистов всегда привлекала очень выразительная внешность, как бы отражающая душу. Магритт разрушает эту традицию, создавая портрет человека своего времени, общий портрет своего поколения, к которому принадлежит и сам.

Как правило, человека в котелке никогда нельзя хорошенько рассмотреть, этому всегда мешают какие-то предметы, странным образом возникающие перед его лицом: то висящее в воздухе яблоко, то пролетающая мимо птица, то курительная трубка. Часто этот господин оказывается стоящим спиной к зрителю, в окружении своих двойников или попросту бесплотным силуэтом. Этот «человек толпы» всегда выглядит одинаково – как мужчина в строгом костюме и котелке.

«Живи незаметно»

Все в этом персонаже, от одежды до внешности, кажется апогеем усредненности, безличности, невыразительности. Нетрудно заметить, что в таком случае персонаж попросту лишен лица, то есть того, что позволило бы отличить его от других. Это персонаж – схема, в которую можно вписать любого человека, ведь костюм и котелок подойдет каждому независимо от качеств его личности.

О чем же говорит нам Магритт через этот повторяющийся образ? Поскольку мы не можем увидеть лица человека, это наталкивает на такое объяснение: на картинах Магритта воплощена идея обезличенности современного человека, превращения человека в бездушный, заменяемый предмет, призванный не осуществлять индивидуальную волю, а просто выполнять бессмысленные действия. Наверное, это не только портрет человека, но и портрет современного общества, устроенного таким образом, что жизнь человека приобретает все более анонимный характер.

Если считать лицо отражением души, то человек Магритта ее не имеет, при этом он отворачивается от мира, от реальности, уходя в пространство иллюзий и воображения, как раз свойственных сюрреализму. По сути перед нами хорошо знакомый одномерный человек, человек без свойств. Из них и состоит общество, как можно понять по картине «Голконда», где с неба в виде дождя на землю сыплются уже сотни таких людей в котелках.

Вершиной этой серии картин, изображающих загадочного господина, считается работа под названием «Сын человеческий». Очевидно, что уже само название играет большую роль в интерпретации этого образа. Все мы – сыны Адама, именно происхождение и первородный грех объединяет всех людей, делает нас одинаковыми. Этот ветхозаветный мотив реализуется в нарисованном яблоке (запретном плоде), которое закрывает лицо человека в котелке.

Напрашивается такой вывод: сегодняшний человек разучился действовать, исходя из самого себя как носителя свободы, а также нести ответственность за свои поступки. Лишенный самодостаточности и самоосновности, он становится продуктом господствующей идеологии.

Этим можно объяснить и все эти предметы вместо лица. Человек прикрывается первородным грехом, искусством, любовью к природе, базовыми потребностями, системой и тому подобным, чтобы снять с себя груз ответственности, которым наделен только Человек, имеющий лицо.

Как господин в котелке повлиял на культуру?

Созданный Магриттом персонаж был настолько впечатляющим, что повлиял даже на самих сюрреалистов, которым подобного рода причуды были не в диковинку. Под влиянием Магритта оказался и поп-арт, а вскоре образ человека в котелке взяла на вооружение и массовая культура, переиначивая автопортрет Магритта на разные лады.

Современные художники очень заинтересовались идеей двойничества, одинаковости, безликости и стали подставлять в уравнение Магритта свои переменные. Можно сказать, что это и подтверждает нашу догадку, согласно которой человек в котелке – предельно обобщенный образ, открывающий широкое пространство для интерпретаций.    

Конечно, интерпретация, приведенная в статье нашей редакцией, одна из множества возможных. Вполне вероятно, что человек в котелке – наоборот панегирик человеку-анониму, который живет незаметно, маскируясь под общую массу, при этом выполняя свое предназначение.

Зная самого Магритта, можно вполне допустить, что этот странный персонаж результат его страха перед миром. А может, эти картины говорят о том, что со временем изменился только костюм, человек же остался прежним. В конечном счете Магритт оставляет за каждым право найти свое в фигуре человека в котелке.

 

«Сын человеческий» Магритта — Блоги — Эхо Москвы, 06.01.2019

Одна из поздних работ Рене Магритта стала его, пожалуй, самой узнаваемой современным зрителем. Написанная как автопортрет она содержит в себе и оценку художника своей личности, и его детские страхи, и религиозные мотивы, и социальные шаблоны. Как все уместилось в изображении невыразительного клерка с яблоком вместо лица? 

Сюжет 

Мужчина неопределимого возраста в ладно скроенном, но ничем не примечательном костюме и котелке, стоит у низкой ограды. За его спиной — водная гладь. Вместо лица — яблоко. В этом сюрреалистическом ребусе Рене Магритт зашифровал несколько тем, которые проходят через все его творчество.

«Сын человеческий», 1964 

Инкогнито в котелке — образ, созданный на противоречивом сочетании магриттовских страстей. С одной стороны, он придерживался правил классического буржуа, предпочитал выглядеть незаметным, быть, как все. С другой, — обожал детективные истории, приключенческие фильмы, особенно про Фантомаса. История о преступнике, который принимал облик жертв, устраивал мистификации, обманывал полицию и всегда скрывался от преследования, будоражила фантазию Магритта. На стыке тяги к порядку и беспорядку и родился этот мужчина, который кажется добропорядочным, но за чьей личиной таятся секреты, неизвестные даже ему. Тот самый тихий омут с его чертями. В том же контексте можно рассматривать и аллюзию на историю грехопадения. Адам не за то был изгнан из рая, что согласился съесть плод с запретного дерева, но за то, что не вынес ответственности за совершенный проступок, а значит, не оправдал имя человека как божественного творения.

 

Рене Магритт со своим шедевром. (pinterest.com)  

Еще один мотив, который, так или иначе, звучит во многих работах, — воспоминания о матери, покончившей с собой, когда Рене было 14 лет. Она утонула в реке, и когда спустя некоторое время тело ее достали из воды, то голова была опутана ночной сорочкой. И хотя Магритт говорил позднее, что это событие никоим образом не повлияло на него, верится этому с трудом. Во-первых, чтобы в 14 лет остаться равнодушным к суициду матери, нужно быть с атрофированной душой (чего точно не скажешь о Магритте). Во-вторых, образы либо воды, либо удушающей драпировки, либо женщины, соединенной с водной стихией, появляются на картинах очень часто. Вот и в «Сыне человеческом» за спиной героя — вода, а барьер, отделяющий от нее, крайне низкий. Конец неизбежен, а приход его непредсказуем. 

Контекст  

По определению Магритта, он творил магический реализм: используя знакомые предметы, создавал незнакомые комбинации, которые заставляли зрителя беспокоиться. Названия для большинства картин — все эти загадочные, окутывающие формулировки — придуманы не самим художником, а его друзьями. Закончив очередную работу, Магритт приглашал их и предлагал устроить мозговой штурм. Сам же художник оставил довольно подробное описание философии своего искусства и восприятия мира, его понимания взаимоотношений между объектом, его изображением и словом.

 

«Репродуцирование запрещено», 1937. (wikipedia.org)  

Один из хрестоматийных примеров — картина 1948 года «Вероломство образов». На ней изображена знакомая всем курительная трубка, сама по себе не вызывающая никаких волнений в тонко организованной душе артистической натуры. Если бы не подпись: «Это не трубка». «Как это не трубка, — возникал вопрос у зрителей, — когда прекрасно видно, что ничем, кроме как трубкой, это быть не может». Магритт парировал: «Вы можете набить ее табаком? Нет, это ведь всего лишь изображение, не так ли? Так что, если бы я написал под картиной «Это трубка», я бы солгал!»

«Вероломство образов», 1928-1929 гг. (wikipedia.org) 

В каждом произведении Магритта есть своя логика. Это не череда ночных кошмаров и снов, а система связей. Художник вообще скептически относился к тому, с каким рвением сюрреалисты штудировали Фрейда и, едва пробудившись, старались как можно подробнее запечатлеть увиденное во сне. 

У художника есть цикл работ — «перспектив», на которых герои картин именитых мастеров умирают. То есть Магритт осмысливает изображенных на полотнах как живых людей, которых ждет смерть рано или поздно. Например, Магритт взял портреты мадам Рекамье кисти Давида и Франсуа Жерара и на их основе написал две перспективы. И ведь не поспоришь: как бы ни была прекрасна светская львица, но и ее ждала та же участь, что и последнюю замухрышку. 

Читать далее

Смотрите также: 

История одного шедевра: «Гентский алтарь» ван Эйка

История одного шедевра: «Битва негров в пещере глубокой ночью» Алле

Магритт, Рене — Википедия

Рене́ Франсуа́ Гиле́н Магри́тт (фр. René François Ghislain Magritte; 21 ноября 1898, Лессин — 15 августа 1967, Брюссель) — бельгийский художник-сюрреалист. Известен как автор остроумных и вместе с тем поэтически загадочных картин.

Магритт родился в 1898 г. в маленьком бельгийском городке Лессине провинции Эно. Отец художника, Леопольд Магритт (1870-1928[6]), занимался шитьем и торговлей тканями. Мать, Регина (ур. Бертэншам, 1871-1912[7]) до замужества работала модисткой. После нескольких лет в Лессине семья Магриттов переехала в Гилли, где у Рене родились два младших брата: Пол (1902-1975[8]) и Раймон (1900-1970[9]), а оттуда – в Шатле, где и жили с 1904 по 1912 гг. с небольшими перерывами[10]. Там же с 1904 по 1910 г. Рене окончил начальную, а также первый класс средней школы.[11]

Магритт вспоминал[12], как во время пребывания в Суаньи, где в то время жила его бабка по отцовской линии[13], он и его подружка любили играть на заброшенном кладбище, где регулярно встречали художника, рисующего аллеи. Позднее установили, что им был бельгийский живописец Леон Хьюгенс[13]. Эти встречи оставили маленького Рене с «неясно-волшебным» впечатлением от живописи и с ощущением, что художник наделен сверхъестественной силой.

В марте 1912 года Регина, мать Рене, утопилась в реке Самбре, что, по-видимому, оказало значительное влияние на художника, однако, вопреки расхожему мнению, не стоит переоценивать влияние этого события на творчество автора. Магритт вынес из детства ряд других, не столь трагичных, но не менее загадочных воспоминаний, про которые сам говорил, что они нашли отражение в его творчестве.

В феврале 1913 г., чуть более чем через год после самоубийства Регины Магритт, Леопольд и трое мальчиков переехали из Шатле в Шарлеруа.  В августе того же года на местной ярмарке Рене познакомился с двенадцатилетней Жоржеттой Бергер, дочерью мясника. Они дружили почти год до Первой мировой войны и расстались с ее началом, чтобы случайно встретиться только через 6 лет.

Начало творческого пути, Брюссель (1915-1922)[править | править код]

Рене Магритт (стоит, крайний слева) и Жоржетта Бергер (сидит, крайняя слева) среди группы бельгийских художников. 1922.

В конце 1914 или в начале 1915 г., Магритт создал свою первую работу. На полотне размером 1.5 на 2 метра были изображены лошади, выбегающие из горящей конюшни. В октябре 1915 г. будущий художник бросает школу и переезжает в Брюссель, где планирует посещать Академию изящных искусств в качестве вольнослушателя. Занятия, по его собственному признанию [12], он посещал очень нерегулярно и покинул Академию уже в 1918 году. С 1919 по 1920г. Рене арендует студию на пару с абстракционистом и поэтом Пьер-Луизом Флоке. Примерно в это же время он знакомится с поэтом Пьером Буржуа и его братом, архитектором Виктором Буржуа. Вместе со своими друзьями Магритт издает 4 выпуска журнала Au volant! («За рулем!»)[14].

В это же время Магритт начинает показывать первые работы публике. Первый публичный показ его работ состоялся в 1919 г. в галерее Centre d’Art, причем выставлялись не полотна, а две гуашевые афиши[10][12]. Тогда же, в 1919 г., публике был представлен первый холст Магритта. Разные источники указывают, что это могли быть или «Женщины» (фр. Femmes)[15], или «Обнаженная» (фр. Nu)[16]. Так или иначе, исследователи отмечают[15] сильное влияние кубизма (в частности, Пабло Пикассо) и футуризма на ранние работы Магритта.

В 1920 г., прогуливаясь по городскому ботаническому саду, он случайно встретил Жоржетту, с которой последний раз виделся в 1914 г. После службы Магритта в бельгийской армии в 1920-21 гг., Рене и Жоржетта поженились 28 июня 1922 года и переехали жить в брюссельский район Лакен.

Магритт работал художником плакатов и рекламы на фабрике бумажной продукции вплоть до 1926 года, когда контракт с брюссельской галереей Сенто позволил ему полностью посвятить себя живописи.

В 1926 году Магритт создаёт сюрреалистическую картину «Потерянный жокей», которую считал своей первой удачной картиной такого рода. В 1927 году устраивает свою первую выставку, которую критики признают неудачной.

Магритт с Жоржеттой уезжают в Париж, где знакомятся с Андре Бретоном и вступают в его кружок сюрреалистов. В этом кружке Магритт не потерял свою индивидуальность, но вступление в него помогло Магритту обрести тот фирменный своеобразный стиль, по которому узнаются его картины. Художник не боялся спорить с другими сюрреалистами: например, Магритт отрицательно относился к психоанализу и особенно к его проявлениям в искусстве. Действительно, природа его творчества не столько психологическая, сколько философски-поэтическая, порой основанная на парадоксах логики.

После расторжения контракта с галереей Сенто Магритт возвращается в Брюссель и снова работает с рекламой, а затем вместе с братом открывает агентство, которое даёт им постоянный доход.

Во время германской оккупации Бельгии во время Второй мировой войны Магритт сменяет цветовую гамму и стилистику своих картин, приближаясь к стилистике Ренуара: художник считал важным взбодрить людей и вселить в них надежду.

После войны Магритт перестаёт писать в таком «солнечном» стиле и возвращается к образам своих довоенных картин. Перерабатывая и совершенствуя их, он окончательно формирует свой странный стиль и добивается широкого признания.

Магритт умер от рака поджелудочной железы 15 августа 1967 года, оставив недописанным новый вариант своей картины «Империя света». Похоронен на Схарбекском кладбище.

Художник изображён на бельгийской почтовой марке 1993 года.

Для картин Магритта характерен отстранённый, как бы невозмутимый стиль. На них изображаются обычные предметы, которые у Магритта, в отличие от других крупных сюрреалистов (Дали, Эрнст), почти никогда не теряют своей «предметности»: они не растекаются, не превращаются в собственные тени. Однако само странное сочетание этих предметов поражает и заставляет задуматься. Невозмутимость стиля только усугубляет это удивление и погружает зрителя в некое поэтическое оцепенение, вызванное самой тайной вещей.

Цель Магритта, по его собственному признанию, — заставить зрителя задуматься. Из-за этого картины художника часто напоминают ребусы, которые полностью разгадать невозможно, так как они ставят вопросы о самой сути бытия: Магритт всё время говорит об обманчивости видимого, о его скрытой таинственности, которую мы обычно не замечаем. Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. Особенно популярна картина «Вероломство образов», на которой изображена курительная трубка с подписью «Это не трубка». Таким образом, Магритт снова напоминает зрителю о том, что образ предмета — не сам предмет.

Вообще названия картин играют у Магритта особую роль. Они почти всегда поэтичны и никак, на первый взгляд, не связаны с самим изображением. И именно в этом видел их значимость сам художник: он считал, что скрытая поэтическая связь названия и картины способствуют тому магическому удивлению, которое Магритт видел предназначением искусства. «Я взял себе <…> ориентир <…> — магическое в искусстве, с которым я встретился, будучи ещё ребёнком» (лекция 1938 года).

Автограф Магритта, которым он подписывал свои картины.

Именно борьба за это магическое, борьба против обманчивой самоочевидности обыденного создала, например, такой характерный образ творчества художника, как мужчину в котелке. Помещая эту, казалось бы, квинтэссенцию обезличенной обыденности в разные странные ситуации («Голконда», «Месяц сбора винограда», «Тайна горизонта») художник ставит под вопрос простоту этого образа и простоту само́й видимой обыденности.

Мастер стремился решить в своём творчестве проблему соответствия восприятия реальному миру, осмыслить разницу или тождественность между изображением и действительностью. Поэтому Магритт нередко использовал образы картины в картине, зеркала, окна, глаза, сцены или занавеса.

Магритт придерживался социалистических взглядов, поскольку левое крыло, по его мнению, выражало в политике идеи свободы, близкие сюрреализму. Предположительно, он дважды вступал в Коммунистическую партию Бельгии до войны: в 1932 и в 1936 годах, и дважды покидал ее, из-за разногласий с товарищами во взглядах на роль искусства в пропаганде идей социализма. Так, члены партии раскритиковали его работу «Красная модель» (Le Modele Rouge[[:en:fr:Le Modèle rouge|[en]]]) за неверное отображение коммунистов. Не были приняты и несколько проектов плакатов, которые Магритт подготовил для центра работников бельгийской текстильной промышленности. В 1945 он стал членом Компартии в третий раз (по словам Жоржетты Магритт, на волне благодарности русским), и в том же году написал конфиденциальное «Разъяснение» коммунистам-интеллектуалам. В нем он высказал озабоченность тем фактом, что роль искусства сводилась к пропаганде идей и побед марксизма, с использованием понятных стилей и предметов. Магритт приравнивал такой утилитарный подход к искусству к нацистским методам пропаганды[17].

В идеях коммунизма Магритт, прежде всего, видел доступность "интеллектуальной роскоши" для всех слоев общества:

Классовое сознание необходимо, но это не означает, что рабочие должны обречь себя на хлеб и воду и не хотеть курицы и шампанского. Люди идут в коммунисты именно потому, что стремятся к лучшей, достойной человека жизни. <...>

Художник-коммунист видит смысл своего творчества в создании картин, которые будут интеллектуальной роскошью, роскошью коммунистического общества, несомненно отличающейся от бесполезной, показушной и дурновкусной роскоши нынешних эксплуататорских классов.

Оригинальный текст (англ.)

Class consciousness is a basic necessity, but this does not mean that the workers have to be condemned to bread and water and that it is wrong to wish for chicken and champagne. They are Communists precisely because they aspire to a higher life, worthy of man. <...> The Communist painter justifies his artistic activity by creating pictures that are an intellectual luxury, a luxury for a Communist society, differing — it goes without saying — from the useless, ostentatious and bad-taste luxury of the present exploitative classes.

В религии Магритт придерживался агностических взглядов, говоря: «Слово «бог» не имеет для меня значения, но за ним я вижу не пустоту, а тайну»[17].

Музей Магритта (фр. Musée Magritte) в Брюсселе входит в комплекс Королевских музеев изящных искусств и был открыт в 2009 г. в здании отеля Антенлох[18]. На площади в 2500 м2 размещены более 230 работ художника: картин, набросков и скульптур, попавших туда, главным образом, из коллекций вдовы художника Жоржетты и поэтессы Ирэн Хамоа[19], входившей в круг бельгийских сюрреалистов и дружившей с Магриттом.

В изобразительном искусстве[править | править код]

Магритт оказал значительное влияние на художников второй половины XX века, главным образом, на концептуалистов и представителей поп-арта[10]. Многие молодые художники, среди которых Энди Уорхол, Роберт Раушенберг и Джаспер Джонс, впервые увидели работы Магритта на экспозиции 1954 г. в нью-йоркской галерее Sidney Janis[20]. Раушенберг и Джонс впоследствии приобрели работы Магритта[21]: так, в частной коллекции Раушенберга до 2016 г. находился один из вариантов картины «Шехерезада», написанный в 1947 г.[22][23].

Стоит отметить, что, несмотря на единодушие критиков в оценке влияния Магритта на поп-арт, сам Рене открещивался от титула «отца поп-арта», называя этот стиль очередным «бесконечно менее дерзновенным» вариантом дадаизма (интересно, что именно к неодадаизму относят некоторые работы Раушенберга и Джонса, которые, как было сказано выше, были большими поклонниками Магритта). Он называл направление «не слишком серьезным, и, возможно, не искусством вовсе», отводя ему место в мире моды и уличной рекламы.[24] В свою очередь, многие из представителей поп-арта, не отрицая косвенного влияния Магритта на свои произведения, подчеркивали отсутствие прямолинейных отсылок[20]. Например, Эд Рушей, лично знакомый с художником, указывал на то, что искать прямую связь между творчеством Магритта и его собственным было бы слишком просто и прямолинейно. По его словам, речь скорее шла о «художественной симпатии», нежели об «источнике вдохновения»[25]. Отрицал прямую взаимосвязь и Раушенберг[20]. Курировавший выставку Магритта художник-концептуалист и один из деятелей поп-арта Джон Балдессари, рассуждая о связи Магритта и поп-арта, говорил, что художник, скорее, повлиял на восприятие искусства массами, «сделав сюрреализм удобоваримым для широкой аудитории»[26].

В кино[править | править код]

Образ «Сына человеческого» был многократно[10] использован в кинематографе. В фильме «Афера Томаса Крауна» главный герой одевается в характерные костюм и котелок для финального ограбления музея. Картина «Империя Света» послужила прообразом знаменитой сцены фильма «Изгоняющий Дьявола», в которой Отец Феррин стоит перед домом МакНилов в освещении уличных фонарей. Она же вдохновила авторов постера к фильму[27][28]. Считается[29][30], что сцена уползающего червя в первом полнометражном фильме Дэвида Линча «Голова-ластик», была вдохновлена картиной «Медитация».

В музыке[править | править код]

Многие музыканты используют работы Магритта для оформления обложек своих альбомов. Например, конверт пластинки Джеффа Бека «Beck Ola» практически воспроизводит картину «Комната для подслушивания», обложка альбома «Late for the Sky» Джексона Брауна отсылает к «Империи Света», а альбома Джона Фокса и Луиса Гордона «The Pleasures of Electricity»  – к «Принципам удовольствия». Магритт упоминается и в текстах песен. В частности, Пол Саймон посвятил художнику и его жене целую песню «Rene And Georgette Magritte With Their Dog After The War» на альбоме Hearts and Bones, а на альбоме Hobosapiens Джона Кейла есть песня «Magritte». Пол МакКартни, большой почитатель творчества Магритта и владелец нескольких его произведений и личных предметов[31], вспоминает, как картина Au Revoir определила название и логотип фирмы Apple Corps:

Я всегда любил работы г-на Магритта и восхищался им с 1960-х, когда я впервые узнал о его работе. <…>. Однажды он [Роберт Фрейзер, лондонский арт-дилер] принес ко мне домой одну картину. На ней была только лишь надпись “Au Revoir”на красивом зеленом яблоке. <…>. Это большое зеленое яблоко, которое я до сих пор храню у себя, и вдохновило нас на логотип.

Оригинальный текст (англ.)

I’ve always loved Mr Magritte’s work and have admired him since the 1960s when I first became aware of his work. One day he brought this painting to my house. <...> It just had written across it 'Au revoir,' on this beautiful green apple. <...>. This big green apple, which I still have now, became the inspiration for the logo.

  • 2016 — Магритт. Человек в шляпе / Rene Magritte, Man in the Hat (реж. Майкл Бёрк / Michael Burke)
  1. 1 2 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
  2. 1 2 René Magritte
  3. 1 2 Benezit Dictionary of Artists — 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7, 978-0-19-989991-3
  4. ↑ LIBRIS — 2012.
  5. ↑ Museum of Modern Art online collection
  6. ↑ Family tree of Léopold MAGRITTE (англ.). Geneanet. Дата обращения 21 января 2019.
  7. ↑ Family tree of Adeline BERTINCHAMPS (англ.). Geneanet. Дата обращения 21 января 2019.
  8. ↑ Family tree of Paul MAGRITTE (англ.). Geneanet. Дата обращения 21 января 2019.
  9. ↑ Family tree of Raymond MAGRITTE (англ.). Geneanet. Дата обращения 21 января 2019.
  10. 1 2 3 4 Biography - Matteson Art (неопр.). www.mattesonart.com. Дата обращения 27 сентября 2018.
  11. ↑ Rene Magritte (неопр.). PraBook.
  12. 1 2 3 Magritte, René, 1898-1967,. René Magritte : selected writings. — Minneapolis. — 1 online resource (xxiii, 286 pages .) с. — ISBN 9781452954912, 1452954917.
  13. 1 2 The Menil Collection. Why Magritte Matters (неопр.) (10 февраля 2016). Дата обращения 12 февраля 2019.
  14. Brodskai︠a︡, N. V. (Natalʹi︠a︡ Valentinovna). Surrealism : genesis of a revolution. — New York: Parkstone International, 2012. — 1 online resource (255 pages) с. — ISBN 9781780428734, 1780428731.
  15. 1 2 Susan Day. The Contradictory World of René Magritte (неопр.). Susan Day (19 марта 2018). Дата обращения 27 февраля 2019.
  16. ↑ Rene Magritte - 370 artworks - WikiArt.org (неопр.). www.wikiart.org. Дата обращения 27 февраля 2019.
  17. 1 2 Magritte, René, 1898-1967,. René Magritte : selected writings. — Minneapolis. — 1 online resource (xxiii, 286 pages .) с. — ISBN 9781452954912, 1452954917.
  18. ↑ Origin – Magritte Museum (англ.). www.musee-magritte-museum.be. Дата обращения 2 октября 2018.
  19. ↑ Artworks – Magritte Museum (англ.). www.musee-magritte-museum.be. Дата обращения 2 октября 2018.
  20. 1 2 3 Cath Pound. Magritte and the subversive power of his pipe (англ.). Дата обращения 30 сентября 2018.
  21. El, Eugen. Magritte and contemporary art (en-us), SCHIRN KUNSTHALLE FRANKFURT (22 февраля 2017). Дата обращения 30 сентября 2018.
  22. ↑ Sotheby's: Rene Magritte. Sheherezade (неопр.).
  23. Alexander Adler. Rauschenberg's Treasures (англ.). Huffington Post (18 November 2011). Дата обращения 30 сентября 2018.
  24. Magritte, René, 1898-1967. Magritte, ideas and images. — New York: H.N. Abrams, 1977. — 277 pages с. — ISBN 0810913003, 9780810913004.
  25. ↑ Magritte Q&A | LACMA (англ.). www.lacma.org. Дата обращения 30 сентября 2018.
  26. Finkel, Jori. Ceci N’est Pas Magritte, but His Outlook Is Compatibly Surreal (англ.). Дата обращения 30 сентября 2018.
  27. ↑ 25 Fascinating Facts About The Exorcist - Listverse (англ.), Listverse (30 октября 2009). Дата обращения 27 сентября 2018.
  28. ↑ 20 Fascinating Facts About The Exorcist (англ.) (26 December 2017). Дата обращения 27 сентября 2018.
  29. Sharf, Zack. David Lynch and the Iconic Paintings That Inspire His Visual Style — Watch (англ.), IndieWire (5 июля 2017). Дата обращения 27 сентября 2018.
  30. VoorDeFilm. The Art of David Lynch (неопр.) (28 июня 2017). Дата обращения 27 сентября 2018.
  31. Michael Odell. Percy Thrillington, Magritte & Paul McCartney (англ.). the Guardian (29 November 2008). Дата обращения 27 сентября 2018.
  32. ↑ New Feature: Paintings On The Wall - René Magritte (1898 - 1967), PaulMcCartney.com (13 марта 2015). Дата обращения 27 сентября 2018.
  33. Silver, Craig. How A Magritte Painting Led to Apple Computer (англ.), Forbes. Дата обращения 27 сентября 2018.

История одного шедевра: «Сын человеческий» Магритта: storm100 — LiveJournal


«Сын человеческий", 1964. Источник: wikipedia.org

Одна из поздних работ Рене Магритта стала его, пожалуй, самой узнаваемой современным зрителем. Написанная как автопортрет она содержит в себе и оценку художника своей личности, и его детские страхи, и религиозные мотивы, и социальные шаблоны. Как все уместилось в изображении невыразительного клерка с яблоком вместо лица?

Сюжет

Мужчина неопределимого возраста в ладно скроенном, но ничем не примечательном костюме и котелке, стоит у низкой ограды. За его спиной — водная гладь. Вместо лица — яблоко. В этом сюрреалистическом ребусе Рене Магритт зашифровал несколько тем, которые проходят через все его творчество.

Инкогнито в котелке — образ, созданный на противоречивом сочетании магриттовских страстей. С одной стороны, он придерживался правил классического буржуа, предпочитал выглядеть незаметным, быть, как все. С другой, — обожал детективные истории, приключенческие фильмы, особенно про Фантомаса. История о преступнике, который принимал облик жертв, устраивал мистификации, обманывал полицию и всегда скрывался от преследования, будоражила фантазию Магритта.

На стыке тяги к порядку и беспорядку и родился этот мужчина, который кажется добропорядочным, но за чьей личиной таятся секреты, неизвестные даже ему. Тот самый тихий омут с его чертями.

В том же контексте можно рассматривать и аллюзию на историю грехопадения. Адам не за то был изгнан из рая, что согласился съесть плод с запретного дерева, но за то, что не вынес ответственности за совершенный проступок, а значит, не оправдал имя человека как божественного творения.


Рене Магритт со своим шедевром. Источник: pinterest.com

Еще один мотив, который, так или иначе, звучит во многих работах, — воспоминания о матери, покончившей с собой, когда Рене было 14 лет. Она утонула в реке, и когда спустя некоторое время тело ее достали из воды, то голова была опутана ночной сорочкой. И хотя Магритт говорил позднее, что это событие никоим образом не повлияло на него, верится этому с трудом. Во-первых, чтобы в 14 лет остаться равнодушным к суициду матери, нужно быть с атрофированной душой (чего точно не скажешь о Магритте). Во-вторых, образы либо воды, либо удушающей драпировки, либо женщины, соединенной с водной стихией, появляются на картинах очень часто. Вот и в «Сыне человеческом» за спиной героя — вода, а барьер, отделяющий от нее, крайне низкий. Конец неизбежен, а приход его непредсказуем.


«Голконда», 1967. Источник: wikipedia.org

Контекст

По определению Магритта, он творил магический реализм: используя знакомые предметы, создавал незнакомые комбинации, которые заставляли зрителя беспокоиться. Названия для большинства картин — все эти загадочные, окутывающие формулировки — придуманы не самим художником, а его друзьями. Закончив очередную работу, Магритт приглашал их и предлагал устроить мозговой штурм. Сам же художник оставил довольно подробное описание философии своего искусства и восприятия мира, его понимания взаимоотношений между объектом, его изображением и словом.


«Репродуцирование запрещено», 1937. Источник: wikipedia.org

Один из хрестоматийных примеров — картина 1948 года «Вероломство образов». На ней изображена знакомая всем курительная трубка, сама по себе не вызывающая никаких волнений в тонко организованной душе артистической натуры. Если бы не подпись: «Это не трубка». «Как это не трубка, — возникал вопрос у зрителей, — когда прекрасно видно, что ничем, кроме как трубкой, это быть не может». Магритт парировал: «Вы можете набить ее табаком? Нет, это ведь всего лишь изображение, не так ли? Так что, если бы я написал под картиной «Это трубка», я бы солгал!»


«Вероломство образов», 1928−1929 гг. Источник: wikipedia.org

В каждом произведении Магритта есть своя логика. Это не череда ночных кошмаров и снов, а система связей. Художник вообще скептически относился к тому, с каким рвением сюрреалисты штудировали Фрейда и, едва пробудившись, старались как можно подробнее запечатлеть увиденное во сне.

У художника есть цикл работ — «перспектив», на которых герои картин именитых мастеров умирают. То есть Магритт осмысливает изображенных на полотнах как живых людей, которых ждет смерть рано или поздно. Например, Магритт взял портреты мадам Рекамье кисти Давида и Франсуа Жерара и на их основе написал две перспективы. И ведь не поспоришь: как бы ни была прекрасна светская львица, но и ее ждала та же участь, что и последнюю замухрышку.


Жак-Луи Давид «Портрет мадам Рекамье», 1800. Источник: wikipedia.org


«Перспектива мадам Рекамье Давида», 1951. Источник: wikipedia.org


Франсуа Жерар «Портрет мадам Рекамье», 1802. Источник: wikipedia.org


«Перспектива мадам Рекамье Жерара», 1950. Источник: wikipedia.org

То же Магритт проделал с «Балконом» Эдуарда Мане, на котором заменил людей гробами. Кто-то воспринимает цикл «перспектив» как арт-богохульство, кто-то как шутку, но если призадуматься, то это лишь трезвый взгляд на вещи.

Судьба художника

Рене Магритт родился в бельгийской глуши. В семье было трое детей, приходилось нелегко. На следующий год после смерти матери Рене познакомился с Жоржеттой Бергер. Спустя 9 лет они встретятся вновь и уже не расстанутся никогда.


«Жоржетта», 1937. Источник: wikipedia.org

После школы и курса в Королевской академии искусств Магритт отправился рисовать розы на обоях — устроился художником на фабрику. Затем занялся рекламными постерами. После женитьбы на Жоржетт Магритт все больше времени уделял искусству. (Хотя периодически ему приходилось возвращаться к коммерческим заказам — денег не хватало, Жоржетт приходилось время от времени работать, что крайне угнетало Рене — он, как правильный буржуа, считал, что женщина не должна работать вовсе.) Вместе они отправились в Париж, где познакомились с дадаистами и сюрреалистами, в частности, Андре Бретоном и Сальвадором Дали.


Рекламный плакат, созданный Магриттом в 1936-м. Источник: wikipedia.org

Вернувшись на родину в 1930-х, Магритт остался верен своему аскетическому по меркам художников образу жизни. В его доме не было мастерской — он писал прямо в своей комнате. Никаких разнузданных пьянок, сексуальных скандалов, богемной распущенности. Рене Магритт вел жизнь неприметного клерка. Детей у них не было — только собачка.

Постепенно он становится все известнее в Европе и США, его приглашают в Британию и Штаты с выставками и лекциями. Неприметный буржуа вынужден покинуть свой тихий уголок.


Магритт работает. Источник: pinterest.com

В годы войны, желая приободрить сограждан оккупированного отечества, Магритт обращается к импрессионизму. Используя за образец Ренуара, он выбирает краски ярче. По окончании войны он вернется к привычной для себя манере. Кроме того, он начнет эксперименты в кино: купив в 1950-х, Магритт увлеченно снимает короткометражные фильмы с участием жены и друзей.

В 1967 году Магритт скончался от рака поджелудочной железы. Осталось несколько незавершенных проектов, над которыми художник работал до последних дней.

6 Января 2019 


Смотрите также

polxa reklami

Голосования

Помог ли Вам наш сайт?