С миру по рецепту

Рецепты народной медицины

Подписаться на новости










 

Сдвг диагноз что это


Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей, что такое диагноз СДВГ невролога у детей, симптомы и лечение

 

Воспитывать ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) нелегко. Вас может сердить и расстраивать поведение и плохая учеба Вашего ребенка, у Вас может сложиться впечатление, что Вы – плохой родитель. Эти чувства вполне понятны, но неоправданны.  СДВГ – это заболевание, и оно не является следствием плохого воспитания. СДВГ можно эффективно лечить, и, понимая состояние Вашего ребенка, Вы можете помочь ему!

Что такое СДВГ у детей: краткая характеристика

Дети с СДВГ испытывают трудности в концентрации внимания и в связи с этим не всегда могут справлять с учебными заданиями. Они делают ошибки по невнимательности, не обращают внимания и не слушают объяснений. Иногда они могут проявлять чрезмерную подвижность, вертеться, вставать, совершать много ненужных действий, вместо того, чтобы сидеть спокойно и сосредоточиться на учебе или других занятиях. Такое поведение бывает неприемлемым в классе и создает проблемы как в школе, так и дома. Такие дети часто имеют низкую успеваемость и часто считаются озорными, непослушными, «терроризирующими» семью и сверстников в школе. При этом, они сами могут страдать от низкой самооценки, им трудно заводить друзей и дружить с другими детьми.

На самом деле причиной вышеуказанного поведения является недостаток определенных биологически активных веществ в некоторых отделах головного мозга.

Часто ли встречается СДВГ?

По данным Американской Психиатрической Ассоциации, СДВГ является распространенным расстройством, которое встречается у 3-7% детей школьного возраста.

Чем поведение детей с СДВГ отличается от поведения других детей?

Особенности поведения при СДВГ - характеристика делится на три категории:

1. Симптомы невнимательности. Такие дети легко отвлекаются, забывчивы, с трудом сосредотачивают свое внимание. У них возникают проблемы с выполнением заданий, организаци5екй и соблюдением инструкций. Складывается вп5чатление, что они не слушают, когда им что-то говорят. Они часто делают ошибки из-за невнимательности, теряют свои школьные принадлежности и прочие вещи.

2. Симптомы гиперактивности. Дети кажутся нетерпеливыми, избыточно общительными, суетливыми, не могут долго усидеть на месте. В классе они стремятся сорваться с места в неподходящее время. Говоря образно, они все время в движении, как будто заведенные.

3. Симптомы импульсивности. Очень часто на занятиях в классе подростки и дети с СДВГ выкрикивают ответ до того, как учитель закончит свой вопрос, постоянно перебивают, когда говорят другие, им трудно дождаться своей очереди. Они не в состоянии отложить получение удовольствия. Если они чего-то хотят, то они должны получить это в тот же момент, не поддаваясь на разнообразные уговоры.

Ваш лечащий врач обладает всей необходимой информацией об СДВГ и может поставить правильный диагноз, основываясь на имеющихся в его распоряжении диагностических критериях.

Как выявляют СДВГ?

Все дети иногда могут быть невнимательными или гиперактивными, так что же отличает детей с СДВГ?

СДВГ выявляется, если поведение ребенка отличается от поведения других детей того же возраста и уровня развития в течении достаточно длительного времени, как минимум 6 месяцев. Эти особенности поведения возникают до 7 лет, в дальнейшем они проявляются в различных социальных ситуациях и отрицательно сказываются на внутрисемейных отношениях. Если симптомы СДВГ выражены значительно, это приводит к социальной дезадаптации ребенка в школе и дома. Ребенок должен быть тщательно обследован врачом для исключения других заболеваний, которые также могут обуславливать эти нарушения поведения.

В зависимости от основных нарушений, врачи могут диагностировать СДВГ с преобладанием невнимательности, гиперактивности и импульсивности или комбинированный тип.

Какие заболевания могут сопровождать СДВГ?

У некоторых детей выявляются другие заболевания, которые сопутствуют этому расстройству. Они включают:

  • Расстройства развития учебных навыков, которые приводят к тому, что успеваемость у ребенка значительно ниже, чем у сверстников.
  • Вызывающее оппозиционное расстройство, которое проявляется умышленным непослушанием, враждебным и даже буйным поведением.
  • Эмоциональные расстройства, когда ребенок чувствует упадок сил, становится нервным, плаксивым. У беспокойного ребенка может пропадать желание играть с другими детьми. Такой ребенок может быть слишком несамостоятельным.
  • Тики так же могут сопутствовать СДВГ. Проявление тиков разнообразно: подергивание мышц лица, длительное сопение или подергивание головой и т. д. Иногда при сильных тиках могут возникать внезапные выкрикивания, что нарушает социальную адаптацию ребенка. 
  • Так же у ребенка может быть выявлена задержка психоречевого развития или психического развития (ЗПРР или ЗПР)

Каковы причины СДВГ?

Точная причина СДВГ до настоящего времени не ясна. Однако специалисты считают, что симптомы СДВГ могут быть обусловлены комплексом факторов. Вот некоторые из них:

- СДВГ имеет тенденцию передаваться по наследству, что указывает на генетическую природу этого заболевания.
- Есть основания предполагать, что употребление алкоголя и курение во время беременности, преждевременные роды и недоношенность могут также увеличивать вероятность развития у ребенка СДВГ (4, 5).
- Травмы головного мозга и инфекционные заболевания мозга в раннем детстве также создают предрасположенность к развитию СДВГ.

В основе механизма развития СДВГ лежит дефицит определенных химических веществ (дофамина и норадреналина) в некоторых областях головного мозга. Эти данные подчеркивают тот факт, что СДВГ – это заболевание, требующее соответствующей диагностики и правильного лечения.

Проходит ли СДВГ с течением времени?

Симптомы гиперактивности и импульсивности у взрослых отходят на второй план. Во взрослом возрасте СДВГ может проявлять отсутствием рационального планирования своего времени, плохой памятью, низкой академической успеваемостью и, как следствие, низким уровнем достижений в профессиональной сфере. У взрослых с СДВГ могут возникать проблемы с зависимостью от психоактивных веществ, наркоманией, депрессией.

Я очень устаю от того, как ведет себя мой ребенок. Это моя вина?

Поведение ребенка при СДВГ может быть крайне невыносимым. Оно часто заставляет родителей испытывать вину и стыд. Наличие у ребенка СДВГ не означает, что Вы плохо его воспитали. СДВГ – это заболевание, требующее надлежащей диагностики и правильного лечения. При эффективном лечении можно нормализовать поведение в школе и дома, повысить самооценку ребенка, облегчить ему социальное взаимодействие с другими детьми и взрослыми, т. е. помочь ребенку раскрыть свой потенциал и вернуть его к полноценной жизни.

Чем я могу помочь своему ребенку, если он страдает СДВГ?

Вооружитесь знаниями и правильным пониманием СДВГ! Существует достаточно много источников, из которых Вы можете почерпнуть полезную информацию. Ребенок с СДВГ нуждается в соответствующем наблюдении врача, в том числе психолога. Одной из сторон лечения является психологическая помощь и поддержка ребенка.

Поговорите с учителями Вашего ребенка о его поведении. Убедитесь, что они понимают, что происходит, и так Вы поможете своему ребенку.

Как лечить СДВГ?

Наиболее оптимальным является комбинированное лечение, заключающееся в сочетании лекарственной терапии и психологической коррекции.

У моего ребенка диагноз СДВГ. Что это означает?

Не все люди понимают, что СДВГ – это заболевание, и некоторые видят в этом необоснованный «ярлык». Временами родителям бывает трудно принять, что их ребенок болен и они бывают возмущены диагнозом. Иногда родители полагают, что они сами виноваты в этом диагнозе, так как были плохими или невнимательными родителями. Важно понимать, что СДВГ – это заболевание. С помощью лечения можно улучшить учебу, социальную адаптацию ребенка, способность заводить друзей и поддерживать дружбу. Правильное лечение может снизить напряженность в семье, нормализовать жизнь дома и сделать ее приятной для всех членов семьи. Самое важное заключается в том, что эффективное лечение ребенка с СДВГ повышает его шансы на здоровое, счастливое и плодотворное будущее без каких либо проблем. Если Вы обеспокоены наличием этого заболевания и его последствиями для Вашей семьи, поговорите со специалистом, который расскажет Вам про это заболевание. Откладывание лечения из-за недостаточного понимания проблемы – это, безусловно, неправильно для Вашего ребенка.

Как мне вести себя дома, если у моего ребенка СДВГ?

1. Вырабатывайте позитивное отношение.

Дети и подростки с СДВГ болезненно реагируют на критику. Вместо того, чтобы критиковать ребенка и говорить ему, что он НЕ должен делать, обратите свои замечания в более позитивную сторону и скажите ребенку, что ему СЛЕДУЕТ делать. Например, вместо: «Не бросай свою одежду на пол», – попробуйте сказать: « Давай я помогу тебе убрать одежду».
Помогите своему ребенку развивать привычку к позитивным мыслям. Например, вместо мысли: «Я не могу это сделать», помогите ему настроиться на то, что ему сделать по силам: «Я могу сделать это!»

2. Не скупитесь на похвалу.

Дети расцветают, когда родители их хвалят. Например: «Ты сегодня сделал домашнюю работу хорошо и быстро», или: «Я горжусь тобой».
Все мы иногда совершаем ошибки и небольшие проступки. Вместо того, чтобы сердиться, когда Ваш ребенок что-то испортил, скажите что-нибудь вроде: «Не переживай, это можно починить».

3. Помогите своему ребенку не волноваться.

Такие занятия, как спокойные игры, прослушивание приятной музыки, принятие ванны, помогут Вашему ребенку успокоиться, когда он раздражен или разочарован.

4. Составьте для ребенка простые и ясные правила. Детям нужен определенный распорядок. С его помощью они знают, когда и что им нужно сделать, и чувствуют себя спокойнее. Выполняйте ежедневные дела в одно и то же время дня.

- Обедайте и ужинайте в одно и то же время.
- Помогите ребенку не откладывать дела, которые обязательно нужно сделать.
- Ведите список важных дел.
- Учите ребенка планировать свой день. Начните с того, чтобы собирать школьные принадлежности заранее.

5. Больше общайтесь.

Разговаривайте со своим ребенком. Обсуждайте с ним разные темы, – что случилось в школе, что он видел в кино или по телевизору. Узнайте, что думает ребенок. Задавайте открытые вопросы, которые предполагают рассказ, а не односложный ответ. Когда Вы задаете ребенку вопрос, дайте ему время подумать и ответить. Не отвечайте за него! Слушайте, когда он говорит с Вами, и давайте позитивные комментарии. Пусть Ваш ребенок почувствует, что он и его дела Вам интересны.

6. Ограничьте количество отвлекающих факторов и контролируйте работу ребенка. Когда Вашему ребенку необходимо сосредоточиться на выполнении задания, ему необходимы особые условия. Уменьшение отвлекающих факторов поможет лучше сконцентрироваться.

- Убедитесь, что у Вашего ребенка достаточно возможности «выпустить пар». Часто детям требуется передышка между школой и домашней работой.
- Удостоверьтесь, что ребенок понимает, что от него требуется при выполнении задания.
- Некоторые задания нужно разбить на несколько частей, чтобы сделать их выполнимыми.
- При необходимости контролируйте занятия и домашние дела.
- Регулярные перерывы позволят ребенку отдохнуть и затем снова сосредоточиться.

7. Правильно реагируйте на плохое поведение.

- Объясните, что именно Вас рассердило в его поведении.
- Избегайте обобщений (например, вместо: «Ты никогда меня не слушаешь», скажите: «Я сержусь, потому что ты сейчас меня не слушал»).
- Наказание должно быть справедливым и соответствовать по своей строгости совершенному проступку.
- Не вступайте в споры с ребенком.
- Будьте непреклонны в своих решениях, но не прибегайте к тактике угроз.

Ясные правила и определенный распорядок дня облегчат принятие ребенком норм поведения.

8. Отдыхайте сами. Иногда Вам тоже нужен отдых и время для себя. Пригласите кого-нибудь посидеть с ребенком или отправьте ребенка к заслуживающему доверия другу.

9. Если Вы чувствуете, что не справляетесь, поговорите с врачом, который даст необходимый совет.

 


Родителям необходимо помнить, что эффективное лечение СДВГ преполагает тщательное обследование ребенка специалистом, поскольку симптомы СДВГ могут возникать вторично, как результат другого заболевания. В этих случаях лечение исключительно симптоматики СДВГ будет неэффективным.

 

Материал предоставлен команией Eli Lilly.

Синдром СДВГ у детей что это такое симптомы гиперактивности

Ребенок нервный, беспокойный, который ни минуты не может посидеть, увлекшись интересной игрой. Настроение его прыгает, малыша невозможно угомонить — тут же начинаются громкий плач и истерика. Налицо признаки СДВГ – синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Содержание статьи

Синдром СДВГ у детей

Диагноз СДВГ нередко ставят детям, достигшим четырехлетнего возраста. Больший процент страдающих от синдрома дефицита внимания и гиперактивности – мальчики. «Невозможный ребенок» – так часто говорят про ребенка чересчур активного, не способного ни сконцентрироваться на чем-то, ни выполнить задание без психического взрыва. А ребенок просто болен, ему нужна помощь, причем немедленно.

ЗОЖ для детей дошкольного возраста

Что это такое

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это серьезное нарушение в работе нервной системы. Нередко причиной возникновения этого заболевания у ребенка становится железодефицитная анемия у матери на первых месяцах беременности. По мнению шведских врачей, недостаток качественного питания матери приводит к таким негативным последствиям – мозг и нервная система плода развиваются не должным образом, в итоге ребенок получает СДВГ.

Пока малыш слишком мал, диагноз поставить трудно, но опытный специалист может установить СДВГ на ранних фазах.

Ребенку с синдромом дефицита внимания и гиперактивности невозможно спокойно сидеть, ему постоянно нужно быть в действии. Это объясняется особенностью его мозга – он постоянно должен получать питательные вещества, а эти вещества могут поступать в мозг, только когда ребенок двигается. Только в движении ребенок может мыслить, думать. В пассивном состоянии находиться малыш не может. 

Симптомы

По мнению специалистов, симптомами СДВГ являются следующие:

  1. Неустойчивость концентрации внимания, спонтанность в действиях;
  2. Усвоение получаемой информации с огромным трудом, для этого нужны многократные повторения материала. Поэтому часто такие дети плохо говорят и выговаривают буквы, плохо отвечают урок, за что получают ярлык умственно отсталого;
  3. Неусидчивость, непомерная суетливость;
  4. Моторика быстрая и неосознанная;
  5. Задержка развития из-за трудностей в усвоении информации;
  6. Невозможность выполнять монотонные задания;
  7. Боязнь большого количества заданий;
  8. Слабая память;
  9. Плохая ориентация во времени;
  10. Чрезмерная эмоциональность и импульсивность.

ПДД для детей дошкольного возраста

Синдром СДВГ у детей дошкольного возраста

О том, что ребенок болен СДВГ, можно понять, когда малышу четыре-пять лет. Все его поведение в более младшем возрасте чаще списывают на «несознательность», незнание норм поведения, говорят: «он еще маленький, вот подрастет и поймет». Однако, чем раньше родители заметят «странность» ребенка, тем проще будет скорректировать поведение без специального лечения и применения лекарств. 

Причины гиперактивности

Специалисты считают, что синдром дефицита внимания и гиперактивности у дошколят может возникнуть по следующим причинам.

Первая – возникшая патология во время беременности матери. Неправильное питание, недостаточно здоровый образ жизни женщины, вынашивающей малыша, могут также спровоцировать нарушение в развитии мозга и центральной нервной системы младенца. Также есть мнение, что СДВГ у ребенка возможно и на генетическом уровне, если в семье уже кто-то страдает этим заболеванием.

Гиперактивность ребенка может возникнуть также:

  1. Из-за тяжелых родов или преждевременных родов;
  2. Если ребенок при рождении имел малый вес;
  3. Если проведено кесарево сечение;
  4. Из-за родовой травмы.

Но если роды проходили нормально, ребенок родился здоровым, мать ребенка соблюдала все указания врачей, а ребенок с СДВГ? Что тогда стало причиной? По мнению неврологов, спровоцировать заболевание может атмосфера, которая окружает малыша после его рождения. Родители сами становятся виновниками, если:

  1. Относятся к ребенку предвзято;
  2. Ребенок постоянно находится в конфликтной среде;
  3. Родители не считают нужным заниматься воспитанием ребенка.

В результате ребенок превращается в большую проблему для всех окружающих и для себя самого.

Гиперактивный ребенок: школа доктора Комаровского

Лечение СДВГ

Если ребенку поставлен диагноз СДВГ, родители должны понять, что такое заболевание в одночасье не вылечить. Потребуются годы труда и долготерпения.

Специалисты настаивают, что сначала нужно попробовать скорректировать поведение ребенка без лекарственных препаратов. Большое внимание нужно уделить правильной организации дня ребенка. Он должен вставать и ложиться в одно время, должен получать пищу в конкретное время, в конкретный час должны быть уроки, прогулки и пр. Четкий распорядок дня – первый шаг к выздоровлению.

Что касается питания, то в меню должно быть много фруктов и овощей, мяса и морепродуктов, творога и крупы, а вот сладостей и сдобы должно быть меньше, как и сладких напитков. Рацион должен быть сбалансированным, с учетом возрастных особенностей ребенка.

Что делать с ребенком-нехочухой, если он наотрез отказывается есть кашу? Эта информация есть в статье «Чем кормить ребенка» Читайте ЗДЕСЬ

Также для решения проблемы нужно провести диагностику, к примеру, МРТ головного мозга, биохимический анализ крови, ЭЭГ и ЭхоКГ и другие процедуры. Обязательно проконсультироваться с узкими специалистами, у которых наблюдается ребенок.

Если специалисты считают, что скорректировать поведение ребенка без медицинских препаратов невозможно, то назначаются лекарства, которые нужно применять строго по инструкции.

Для устранения патологии используются препараты, которые помогают концентрации внимания (Виванс, Метилин), антидепрессанты (Метилфенидат), активизирующие работу мозга (Глицин), ноотропные (Пантогам, Фенибут).

Все лекарства нужно применять только в том случае, если их прописал врач. Самолечение опасно!!! 

Профилактика гиперактивности

Начинать нужно с режима дня. Пусть это будет красочное расписание, где указано в какое время и что должен делать ребенок. Этот распорядок нужно повесить в комнате ребенка, чтобы он его видел и знал, что хотят от него взрослые. Важно, чтобы все пункты расписания выполнялись каждый день, постепенно ребенок сам будет знать, что и когда ему делать. Такой режим дисциплинирует, ребенку будет легче справляться с поставленными перед ним задачами. И конечно, у ребенка должен быть свой учебный уголок, где он выполняет домашние задания, не отвлекаясь на что-либо и настраиваясь на работу.

Следующий шаг профилактики – грамотно выстроенные положительные взаимоотношения родителей и детей. Родители должны сделать так, чтобы ребенку было комфортно и приятно с мамой и папой, чтобы он получал позитивную энергию, и сам был готов сделать родителям приятное. При этом важен контакт «глаза в глаза». Простые задания, краткие предложения, позитивный настрой – все это имеет значение.

Третий шаг профилактики – поощрение хорошего поведения ребенка. Не менее пяти раз в день родители должны похвалить ребенка, это поможет малышу понять, что его любят, им гордятся, что он хороший. И в то же время ребенок должен понимать, что за плохое поведение поощрения не будет. Это постепенно научит его следовать правилам и нормам.

Поведенческая терапия всегда дает результаты, если ей правильно следовать.

Что делать родителям гиперактивного ребенка: советы психолога

Родители должны сделать следующие шаги, чтобы их ребенок выздоровел:

  1. Необходимо провести комплексное обследование ребенка. Первоначальный диагноз, сделанный неврологом и психиатром на основе поведения ребенка, может быть неверным.
  2. Ребенок должен получить миролюбивую спокойную среду, в которой ему будет комфортно.
  3. Родители должны забыть про собственные нервы, «выключить» сильные эмоции, научиться вести себя спокойно и уравновешенно независимо от проблем.
  4. У ребенка должен быть режим дня, в котором важно найти время для постоянных процедур, которые нужны ребенку для лечения. Причем ребенок должен постепенно запомнить время, когда ему нужно вставать, когда ложиться в постель, когда принимать пищу и т.д.
  5. Психолог и психотерапевт должны присутствовать в жизни ребенка и его родителей, самолечение должных плодов не принесет.
  6. Ребенок хочет играть, и нужно с ним играть, но в игре не должно быть элементов соперничества и соревновательности. Ведь это рождает излишнюю эмоциональность и агрессию. Проигрыш, да и сам процесс соревновательности, травмирует малыша, и это негативно скажется на лечении.
  7. Похвала может стать хорошим лекарством для ребенка с СДВГ, она поднимет низкую самооценку. Похвалой следует закреплять только положительные поступки малыша.
  8. У ребенка рассеянное внимание, поэтому родители должны давать четкие короткие задания: заправить постель, убрать игрушки в ящик, положить книгу на полку и т.д. Одно поручение – одно выполнение, одна похвала. Не озвучивайте сразу все поручения — это вызовет бунт у неустоявшейся психики малыша.
  9. Родителям важно научить ребенка выполнять действия последовательно. Составляется алгоритм, которому следует ребенок. К примеру, порисовал – сначала закрыл краски, убрал альбом. Или: сначала вымыл руки, потом пошел завтракать.
  10. Поскольку ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности не понимает временные рамки, чувству времени нужно уделить особое внимание. Начинать с малого: конкретное занятие должно длиться конкретное время. К примеру: просмотр мультфильмов – 10 минут.
  11. Включить в распорядок дня спортивные занятия, но при этом спокойные, без соревновательных элементов. К примеру, благотворно на психику ребенка повлияют плавание, конные прогулки, ходьба на лыжах, велопрогулки, йога-терапия.

Что делать при диагнозе СДВГ: видео

Коррекция СДВ и СДВГ: видео

Если считать, что СДВГ – вовсе не болезнь, а ребенок просто «вредничает», то можно упустить драгоценное время, когда терапия может помочь. Ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности излечится, если уделить проблеме время и силы. А если ничего не предпринимать, малыш, повзрослев, либо станет совершенно не уверенным в себе человеком, которых называют неудачниками, либо произойдет еще большее нарушение психики, навсегда исключив человека из общества.

Наталья Белокопытова

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – ответы на главные вопросы

Проведенное нами исследование показало высокий уровень тревожности у матерей детей с СДВГ (Чутко Л. С., Сурушкина С. Ю., Анисимова Т. И., 2017). Тревога носила затяжной характер, при этом более чем в половине случаев тревожные расстройства появились до рождения ребенка с СДВГ. Этот факт и очень высокий уровень личностной тревожности позволили нам думать, что мы имеем дело со свойством личности, а не только с реакцией на поведение ребенка с СДВГ. Хотя, в свою очередь, нарушение социальной адаптации и трудности в обучении, связанные с СДВГ у ребенка, способствуют возникновению вторичной тревожности у матери.

Следует упомянуть, что тревожным матерям свойственны неправильные стили воспитания, такие как гиперопека или чрезмерная критичность. Они также могут способствовать развитию у детей как тревожных расстройств, так и СДВГ. Родители ребенка с СДВГ, сами страдающие этим заболеванием, зачастую отличаются стилем воспитания, характеризующимся несдержанностью и нарушающим взаимодействие с ребенком.

Типы СДВГ

Традиционно выделяют СДВГ с преобладанием невнимательности (СДВГ-Н) и комбинированный тип заболевания. Последний тип является более распространенным. Дети с СДВГ-Н производят впечатление заторможенных, спящих на ходу. Они медленнее своих сверстников воспринимают информацию, хуже запоминают. Такие дети производят впечатление сонливых, робких, застенчивых, апатичных.

Результаты наших исследований позволили выделить две функциональные формы СДВГ: простую и осложненную. Простая форма характеризовалась «титульными» симптомами: невнимательность, гиперактивность, импульсивность. Осложненная форма характеризовалась тем, что к вышеупомянутым симптомам присоединялись вторичные симптомы: тики, головные боли, заикание, фобические расстройства.

Лечение синдрома дефицита внимания

В США и странах Европы наиболее широко в лечении СДВГ используются психостимулирующие средства (незарегистрированные в РФ). Эффект психостимулирующих средств основан на увеличении содержания дофамина и норадреналина. Несмотря на большое количество исследований, посвященных использованию психостимуляторов при лечении СДВГ, данный вопрос по-прежнему сопровождается дискуссиями о вероятности возникновения побочных эффектов.

В России для лечения СДВГ традиционно применяли ноотропные средства. Под ноотропными препаратами понимают лекарственные средства, положительно влияющие на высшие интегративные функции головного мозга, основным проявлением действия которых является улучшение процессов обучения и памяти при их нарушениях. При наличии сопутствующих СДВГ тревожных расстройств, тиков возможно использование транквилизаторов.

Общепринятым является положение, согласно которому лечение СДВГ должно быть комплексным, то есть включать как медикаментозную терапию, так и психотерапевтические методы. Ведущим звеном в психокоррекции детей с СДВГ является изменение поведения взрослых — родителей и учителей: замена неадаптивных подходов к своим детям на адаптивные, тренинг родительской компетентности.

Для изменения (модификации) поведения детей используются методы поведенческой психотерапии, основанные на оперантном подходе (оперантном обусловливании). Главный принцип такой терапии — вознаграждение (материальное подкрепление) ребенка за требуемое поведение и наказание за неправильное. Мы рекомендуем говорить не столько о наказании, сколько об отсутствии поощрения, то есть не «кнут и пряник», а «пряник и отсутствие пряника».

Родители должны сформировать систему поощрений. В качестве «пряника» могут выступить походы в кафе, компьютерные игры, просмотр телепередач, карманные деньги. Безусловный фактор улучшения — создание позитивной модели отношения к ребенку. Другой крайностью по отношению к таким детям является вседозволенность, поэтому родители должны объяснять ребенку правила поведения.

Нами была разработана методика лечения детей с СДВГ с помощью транскраниальной микрополяризации — лечебного применения постоянного (гальванического) электрического тока небольшой силы на ткани головного мозга. Сам метод транскраниальной микрополяризации (ТКМП) был разработан в НИИ экспериментальной медицины в Ленинграде в 70–80-е годы XX века.

Механизмом ТКМП является направленная активация неспецифических активирующих систем головного мозга и интенсификация процессов морфофункционального развития незрелых элементов коры вследствие нормализации нейродинамики, то есть уменьшение функциональной незрелости головного мозга. В настоящее время ТКМП широко применяется в детском возрасте для лечения задержек психического развития, аутистических расстройств, исправления речевых нарушений. Такое лечение позволяет при практическом отсутствии нежелательных побочных эффектов направленно изменять функциональное состояние головного мозга.

СДВГ у взрослых

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) во взрослом возрасте рассматривается как следствие нарушения развития нервной системы у детей, то есть у взрослых людей впервые не появляется. Данное расстройство встречается у 2–6% взрослых в популяции.

Сайт родителей детей с СДВГ: Обзорная статья


Обзор по ресурсам интернета подготовила СДВГ мама (библиография в разделе "Ссылки")

Что такое СДВГ?
Что такое дефицит внимания?
Что такое гиперактивность?
Что такое импульсивность?
Как в СДВГ сочетаются дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность?
Когда обращаться к специалистам? (Диагностические критерии СДВГ)
Каковы причины СДВГ?
Каков оптимальный возраст для постановки диагноза СДВГ?
Как определяется СДВГ?
Ребёнку поставили диагноз СДВГ. Что дальше?
Рекомендации родителям



Что такое СДВГ?
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – самое распространенное психоневрологическое расстройство. СДВГ является самой частой причиной нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте, проблем во взаимоотношениях с окружающими, и в результате - заниженной самооценки.

Основные проявления СДВГ включают нарушения внимания (дефицит внимания), признаки импульсивности и гиперактивности. Если признаки гиперактивности обычно уменьшаются сами по себе по мере взросления ребенка, то нарушения внимания, отвлекаемость и импульсивность могут оставаться у него на долгие годы, служа благоприятной почвой для неврозов, социальной дезадаптации.

Что такое дефицит внимания?
К нарушениям внимания относятся, в частности, трудности его удерживания (несобранности), снижение избирательности внимания, выраженная отвлекаемость с неусидчивостью, частыми переключениями с одного занятия на другое, забывчивость и т.п.

Что такое гиперактивность?
Выраженность гиперактивности среди детей с СДВГ варьирует и она наиболее типична для них в дошкольном и младшем школьном возрасте. В более старшем возрасте она проявляется неусидчивостью, суетливостью, признаками двигательного беспокойства.

Что такое импульсивность?
Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав; в классе во время уроков выкрикивает ответ, не дослушав вопроса; перебивает других; бывает не в состоянии ждать своей очереди в играх и во время занятий; без специального умысла может совершать необдуманные поступки (например, ввязываться в драки, выбегать на проезжую часть дороги).

Как в СДВГ сочетаются дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность?
Синдром дефицита внимания был впервые описан в 1902 году, а первый отчёт о медикаментозной терапии психостимулирующими препаратами был опубликован в 1937 году. Поначалу, из-за ярко выраженных неврологических признаков нарушение получило название ММП – минимальные мозговые повреждения. Позднее, когда не было выявлено анатомических повреждений мозга, его переименовали в ММД – минимальные мозговые дисфункции. С 1980 года название синдрома основывается на DSM – международной психиатрической классификации.

По DSM IV выделяют три типа СДВГ:

  1. Смешанный тип: гиперактивность в сочетании с нарушениями внимания. Это самая распространённая форма СДВГ.
  2. Невнимательный тип: преобладают нарушения внимания. Этот тип наиболее сложен для диагностики.
  3. Гиперактивный тип: преобладает гиперактивность. Это наиболее редкая форма СДВГ.
Когда обращаться к специалистам?
Поводом для обращения к специалистам могут быть приведенные ниже проявления. Детям дошкольного возраста диагноз СДВГ при первом обращении специалисты обычно не ставят, а наблюдают за ребенком несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок.

Диагностические критерии СДВГ по классификации DSM-IV (1994)

  1. (1) Из перечисленных ниже признаков хотя бы шесть должны сохраняться у ребёнка не менее 6 месяцев:

  2. НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

    1. Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
    2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
    3. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращённую к нему речь.
    4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
    5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
    6. Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
    7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
    8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
    9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

    (2) Из перечисленных ниже признаков гиперактивности и импульсивности по крайней мере шесть должны сохраняться у ребёнка не менее 6 месяцев:

    ГИПЕРАКТИВНОСТЬ

    1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
    2. Часто встаёт со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
    3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
    4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
    5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
    6. Часто бывает болтливым.

    ИМПУЛЬСИВНОСТЬ

    1. Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.
    2. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
    3. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
  3. Некоторые симптомы импульсивности, гиперактивности и невнимательности начинают вызывать беспокойство окружающих в возрасте ребенка до семи лет.
  4. Проблемы, обусловленные вышеперечисленными симптомами, возникают в двух и более видах окружающей обстановки (например, в школе и дома).
  5. Имеются убедительные сведения о клинически значимых нарушениях в социальных контактах или школьном обучении.
В случаях полного соответствия наблюдаемой клинической картины за последние шесть месяцев одновременно разделам (1) и (2) перечисленных критериев ставится диагноз сочетанной формы СДВГ.
Если за последние шесть месяцев отмечалось полное соответствие симптомов критериям раздела (1) при частичном соответствии критериям раздела (2), то ставится диагноз «СДВГ с преимущественными нарушениями внимания».
Если за последние шесть месяцев отмечалось полное соответствие симптомов критериям раздела (2) при частичном их соответствии критериям раздела (1), то используется диагностическая формулировка: «СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности».

* * *

Вы подозреваете, что у вашего ребёнка есть проблема? Остерегайтесь поспешных выводов!
Обсудите ваши сомнения с воспитателем или учителем. Профессионалы, работающие с большим количеством детей, обычно хорошо различают норму и отклонения.
Сходите на прием к педиатру. Иногда в основе трудностей ребенка лежат невыявленные проблемы со слухом или зрением, последствия перенесённой черепно-мозговой травмы, психические расстройства, синдром Туретта, неврозы и т.д. Если таковые проблемы или заболевания не обнаружены – обратитесь к психологу или неврологу.
Вы посетили врача, но всё ещё сомневаетесь, правильно ли поставлен или не поставлен диагноз? Пойдите к другому специалисту.

Каковы причины СДВГ?
Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы (наследственность), особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни, и т.д.

Каков оптимальный возраст для постановки диагноза СДВГ?
Оптимальный возраст – 4-5 лет, когда уже можно объектизировать наличие расстройства внимания. В более раннем возрасте трудно определить СДВГ, но современные методы позволяют раннюю диагностику.
Чем раньше будет выявлен СДВГ и начнётся его коррекция – тем лучше. Своевременно принятые меры помогут ребёнку в трудовой и социальной деятельности (в учёбе и поведении в школе, дома, с окружающими), а также помогут сохранить его самооценку. Поэтому если вам кажется, что с ребенком что-то не так, доверьтесь своему инстинкту и проконсультируйтесь со специалистом.
СДВГ чаще встречается у мальчиков. Одной из возможных причин считают то, что обычно девочки менее гиперактивны, чем мальчики, а следовательно у них может больше встречаться дефицит внимания без гиперактивности - тип СДВГ, который труднее выявить.

Как определяется СДВГ?
Диагноз могут поставить только специалисты: психиатр или невролог (психоневролог). В процессе диагностики обычно используются опросники родителей и педагогов, наблюдение, тестирование, медицинские проверки и т.д. Помощь ребёнку разрабатывается на индивидуальной основе и включает психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, а при необходимости и лекарственную терапию.
Медикаментозное лечение имеет, как правило, симптоматическое действие, иногда его проводят годами, продолжая и в юношеском периоде, и во взрослом. Подавление симптомов облегчает интеллектуальное и социальное развитие ребенка, но не лечит сам СДВГ.

Ребёнку поставили диагноз СДВГ. Что дальше?
СДВГ – не болезнь, и никакими методами и таблетками его не вылечить! Но можно научить ребёнка преодолевать симптомы СДВГ и жить в мире с собой и обществом.
Выбор методов коррекции СДВГ должен носить индивидуальный характер с учетом степени выраженности основных проявлений СДВГ и наличия сопутствующих ему нарушений. При этом подход должен быть комплексный и сочетать в себе: работу с родителями, работу со школьными педагогами, методы психолого-педагогической коррекции, психотерапии, а также медикаментозное лечение.
Коррекционная работа с гиперактивным ребенком должна быть направлена на решение следующих задач:

  1. Нормализация обстановки в семье ребенка. Важно научить членов семьи избегать новых конфликтных ситуаций.
  2. Достичь у ребенка послушания, привить ему аккуратность, навыки самоорганизации и развить у него чувство ответственности за собственные поступки.
  3. Научить ребенка уважению прав окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоций и поступков.
  4. Установить контакт со школьными педагогами, ознакомить их с информацией о сущности и основных проявлениях СДВГ, эффективных методах работы с гиперактивными учениками.
  5. Добиться повышения у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счёт усвоения им новых навыков, достижений успехов в учёбе и повседневной жизни. Необходимо определить сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него высшие психические функции и навыки с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей.
Решение вопроса о назначении медикаментозной терапии СДВГ также осуществляется индивидуально, а при выборе препарата учитывается его терапевтическая эффективность как в отношении основных проявлений СДВГ, так и сопутствующих ему нарушений.

Рекомендации родителям
В целом приемы модификации поведения детей с гиперактивностью можно свести к следующим:

  • В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь "позитивной модели". Подчёркивайте его успехи и поощряйте его усилия, особенно во всех видах деятельности, требущих концентрации внимания, даже если результаты далеки от совершенства. Это укрепляет уверенность ребёнка в собственных силах и повышает его самооценку. Поощрение желательного поведения может быть не только словесным, но и материально ощутимым: можно поощрять ребёнка наклейками, вырезанными из бумаги звёздочками, нарисованными смеющимися мордочками и т.п., а при наборе определённого их количества – вознаграждать.
  • Старайтесь реже говорить "нет" и "нельзя" – лучше попробуйте переключить его внимание.
  • Разговаривайте с ребёнком всегда сдержанно, спокойно, мягко.
  • Давайте ребёнку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  • Не давайте ребёнку длинных указаний и не читайте долгих нотаций – он вас просто не выслушает до конца.
  • Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  • Поддерживайте дома четкий распорядок дня.
  • Избегайте, по возможности, скопления людей. Пребывание в оживлённых местах оказывает на такого ребёнка чрезмерно возбуждающее воздействие.
  • Во время игр ограничивайте ребёнка одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
  • Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  • Невозможно и не следует подавлять повышенную двигательную активность – направьте её в нужное русло. Полезны ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные занятия, игры, особенно такие, которые одновременно развивают внимание (например, физические упражнения, когда вы показываете одно, а говорите другое, и ребёнок должен следовать только указаниям).
  • Поощряйте сильные стороны ребенка. Помогите ребенку стать знатоком и виртуозом в каком-либо деле (музыка, шахматы и т.д.), которое ему интересно и лучше даётся. Любые знания, умения и увлечения поднимут его самооценку и рейтинг в глазах других детей.
  • Больше играйте с ребёнком: через эту самую близкую и понятную ему деятельность вы многому сможете его научить.
  • Работайте в постоянном контакте с педагогом.
  • Разберитесь в своих чувствах. Столкнувшись впервые с учебными проблемами своего ребёнка, родители обычно испытывают целую гамму противоречивых чувств: недоверие, разочарование, чувство вины, ощущение несправедливости. Справиться со своими эмоциями - ваша первая задача.
  • Прочтите всё, что можете достать о той проблеме, с которой вы столкнулись. Поговорите со специалистами. Проблема возникла не вчера, по ней уже накоплено достаточно наблюдений, выводов и методик. Ознакомьтесь с ними и выберите то, что наиболее подходит для вас и вашего ребёнка.
Конечно, не следует воспринимать эти советы как универсальный рецепт для всех. Каждый ребёнок своеобразен. Это лишь общая схема. А конкретные советы надо получить у профессионального невропатолога или психоневролога.

СДВГ: диагноз, в котором сомневаются

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – самый распространенный в детской популяции и в то же время самый спорный нейро-психиатрический диагноз

Фото с сайта annakennedyonline.com

В самом деле, если другие формы нарушения развития, как, например, аутизм, имеют достаточно выраженную специфику, которая по мере взросления малыша проявляется все ярче, то СДВГ может не вызывать особого беспокойства родителей, пока ребенок не начинает учиться в школе. Да и тогда взрослые нередко отказываются видеть нечто большее, чем непоседливость, и надеются на то, что вот еще годик-другой, и он «перерастет» детские проблемы.

С другой стороны, осведомленность о синдроме заставляет некоторых родителей подозревать расстройство у сына или дочери при малейших проявлениях невнимательности или повышенной активности, тревожиться и, в свою очередь, повышать тревожность у ребенка.

СДВГ является также предметом яростных споров экспертов-медиков и психологов. Начиная с 70-х годов прошлого столетия, одни специалисты ставят этот диагноз детям, другие утверждают, что это не болезнь, что СДВГ «изобрели, но не доказали», а его проявления не являются ненормальными, их вполне возможно объяснить влиянием окружения или особенностью личности человека, которому приписывают «расстройство».

Известный американский журналист, в прошлом психотерапевт Том Хартман, сыну которого поставили диагноз СДВГ, даже придумал интересную гипотезу, получившую название «теории охотника и фермера». По мысли Хартмана, поскольку человек в течение первых тысячелетий своей истории был кочевым охотником или собирателем, гиперактивность и импульсивность, а также сфокусированное на одном объекте внимание и небрежение к другим деталям, являлись с эволюционной точки зрения благоприятными адаптивными качествами.

Затем с развитием земледелия этот стандарт постепенно изменился, человечество в целом приспособились к оседлому образу жизни и рутинному производству продуктов питания и других материальных благ, требующему длительного и распределенного внимания. Люди же с СДВГ сохранили в себе некоторые черты охотников. Хартман предложил рассматривать «гиперфокусировку» (способность к особо интенсивному вниманию на объекте интереса при слабости внимания ко всему остальному) как дар или преимущество людей с синдромом, а ряд других характеристик, таких как пренебрежение социальными нормами, слабые организаторские способности, сниженная способность к планированию, нарушения ощущения времени, импульсивность и нетерпеливость – как особенности, связанные с типом личности охотника.

Интересно, что американский антрополог Бен Кэмпбелл изучал кочевой народ Ариаал в Кении и обнаружил, что для его представителей весьма характерна гиперактивность и импульсивность, которые нисколько не мешают, а, наоборот, помогают наилучшей адаптации к их образу жизни.

Диагноз критикуют также исходя из того, что нет никаких твердых биологических маркеров расстройства, нет и однозначного лечения, приводящего к выздоровлению.

Сторонники же выделения СДВГ в самостоятельный диагноз основываются на наличии некоторого комплекса симптомов, которые при определенной степени выраженности приводят к частичной дезадаптации пациента, дезадаптация же свидетельствует о наличии расстройства.

На сегодняшний день победа остается за последними: в международном классификаторе болезней МКБ-10 диагноз такой есть. По данным систематического исследования литературы, проведенного в 2007 году, распространенность СДВГ в мире составляла 5,29 %. Девочки получают диагноз СДВГ в среднем в 3-4 раза реже, чем мальчики.

Российские данные поражают своим колоссальным разбросом: по разным оценкам от этого расстройства страдают от 2% до 47% детского населения нашей страны, и это свидетельствует о том, что грамотные эпидемиологические исследования у нас, к сожалению, не проводились. Есть основания полагать, что наиболее вероятная распространенность в РФ – примерно на том же уровне, что и в других развитых странах.

Что же такое синдром дефицита внимания с гиперактивностью?

Для него характерна триада признаков: нарушение внимания, гиперактивность и импульсивность.

Нарушение внимания проявляется в том, что ребенок неспособен сосредоточиться на деталях, постоянно отвлекается, допускает ошибки в школьных заданиях, выдающие скорее небрежность, чем отсутствие логики и способности к операциям мышления в соответствии с возрастом. Дошкольник с трудом сохраняет внимание во время игры. Часто складывается впечатление, что он не слушает обращенную к нему речь.

Иногда может показаться, что ребенок не понимает инструкции, задания, потому что он не в состоянии выполнить его от начала до конца, но на самом деле проблема не в слабости мышления, а именно в невозможности для него сколько-нибудь долго концентрировать внимание.

Ребенок может отчаянно сопротивляться выполнению заданий, которые требуют длительного умственного напряжения, будь то задача по математике или наведение порядка в комнате, но дело не в негативизме или протестном поведении: ему на самом деле это очень трудно и потому требует волевого усилия больше того, что соответствует его возрасту.

К слову: СДВГ бывает не только у детей, но взрослый человек, как правило, способен преодолеть сложности с концентрацией внимания, поэтому окружающие могут не замечать его проблем.

Невнимательность приводит к тому, что ребенок часто теряет вещи (игрушки, школьные принадлежности, варежки, сменную обувь), забывает дома дневник, тетради, учебники.

Гиперактивность проявляется в неспособности ребенка к тихим, спокойным занятиям. Сидя на уроке или дома при выполнении домашнего задания, он постоянно крутится, встает даже в тех ситуациях, когда предполагается оставаться на месте, проявляет бесцельную двигательную активность. Часто он пытается куда-то залезть, подвергает себя риску, не умея правильно оценить последствия своих действий.

Некоторые из гиперактивных детей отличаются тем, что никогда не молчат, их словесный поток очень трудно остановить, и это становится особенно заметно в школе, где классно-урочная система предполагает высказывание ученика лишь по просьбе учителя.

Третий критерий синдрома – импульсивность. Ребенок отвечает на вопрос не задумываясь, часто даже не дослушав его. Ему трудно стоять в очереди. Он часто вмешивается в беседы или игры, пристает с разговорами к окружающим. Он совершает рискованные поступки под влиянием внезапно возникшего импульса, не успевая подумать об опасных последствиях, чаще других получает травмы и портит свое или чужое имущество.

Нужно отметить, что синдром может протекать с преимущественными нарушениями внимания без гиперактивности и импульсивности, и наоборот, гиперактивность и импульсивность могут быть ведущими симптомами при слабо выраженном нарушении внимания. Но в той или иной форме он всегда создает сложности с адаптацией ребенка к школьной жизни, как в плане успеваемости, так и в плане взаимоотношений с одноклассниками.

Диагноз СДВГ может быть поставлен, начиная с позднего дошкольного или младшего школьного возраста, поскольку для этого необходима оценка поведения ребенка как минимум в двух условиях обстановки (например, дома и в школе), а также выраженные нарушения в обучении и социализации.

При том, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью является признанным диагнозом, специалисты, родители, педагоги во многих странах отмечают проблему субъективности постановки диагноза, и в связи с этим – гипердиагностику, либо, наоборот, недостаточность диагностики СДВГ. Опасно и то и другое: медикаментозное лечение здорового, но несколько непоседливого ребенка, принесет только вред, но страдает и ребенок с реальным расстройством, не получающий адекватной помощи (совсем не обязательно медикаментозной).

Нередко приходится слышать жалобы родителей на педагогов: не умея наладить дисциплину в классе, удержать внимание детей ярким изложением учебного материала, мотивировать их к самостоятельной работе, учителя требуют от родителей неуспевающего ученика принять меры, вплоть до медицинского освидетельствования и соответствующего лечения.

Вот интересная статистика за 2005 год: 82% преподавателей в США считают, что диагностирование СДВГ производится чрезмерно, в то время как только 3% полагают, что этот диагноз ставится недостаточно; а вот в Китае лишь 19% преподавателей посчитали диагностирование СДВГ чрезмерным, зато 57% уверены, что у многих детей СДВГ остается недиагностированным.

Американские педагоги оказались на стороне детей и не торопятся объяснять их школьные проблемы медицинскими, китайские же – наоборот. Трудно сказать, в том ли дело, что в США реально существует гипердиагностика, а в Китае проблема обратная, либо все объясняется спецификой отношения педагогов двух стран к своим подопечным. Так или иначе, очень интересно было бы посмотреть на результаты такого опроса в российских детских садах и школах.

Как любое нарушение развития, СДВГ имеет биологическую основу, однако в чем она состоит, какие варианты физического нездоровья приводят к синдрому, пока что до конца неясно. Исключение составляет резидуальная форма СДВГ, когда расстройство наступает вследствие физической травмы головного мозга.

Считается, что к СДВГ у ребенка могут привести осложнения в течении беременности у матери или при родах, а также такие заболевания, как астма, повторяющиеся пневмонии, заболевания почек, аллергии, поэтому при постановке диагноза СДВГ необходимо провести всестороннее медицинское обследование и заняться лечением выявленных нарушений, что может привести к снижению симптомов дефицита внимания и гиперактивности.

Есть данные о наличии генетической предрасположенности к СДВГ, однако пока что нет четких представлений о том, мутации каких генов ответственны за возникновения синдрома.

Сравнительно недавно ученые выделили в качестве самостоятельного расстройства нарушение обработки сенсорного импульса (НОСИ). У ребенка (или взрослого) может быть прекрасное зрение, но при этом зрительный сигнал не обрабатывается мозгом должным образом, и он не всегда автоматически сделает шаг в сторону, если видит, что на него двигается крупный объект.

Ребенок может быть неуклюжим и плохо скоординированным, потому что сенсорные сигналы, поступающие в мозг от вестибулярной и тактильной систем, от мышц и суставов (также обладающих глубокой чувствительностью), неправильно обрабатываются центральной нервной системой, которая, в свою очередь, генерирует неадекватный моторный ответ.

В норме наш мозг формирует целостное представление о том, что находится в поле нашего восприятия, интегрируя сигналы, одновременно поступающие от всех чувственных анализаторов. Если этого не происходит, то даже взрослому человеку приходится сильнее напрягать свое внимание, и он быстрее устает. От ребенка же с сенсорными проблемами требуется чрезвычайное усилие для того, чтобы сосредоточиться и выполнить задание, и именно от этого может проистекать его неспособность к длительной концентрации внимания.

Связь СДВГ и НОСИ начала изучаться сравнительно недавно, и по предварительным данным, проблемы с нарушением обработки сенсорных сигналов встречаются гораздо чаще у пациентов с СДВГ, чем у детей без нарушений в развитии, а значит, есть все основания проверить ребенка с СДВГ на наличие НОСИ.

Что же делать, если у вашего ребенка диагностирован синдром дефицита внимания? Как лечить его, как помочь ему дома? Об этом читайте через неделю.

Источники:

Обзор ситуации с СДВГ в Российской Федерации

Is It Sensory Processing Disorder (SPD) or ADD/ADHD?


Смотрите также

polxa reklami

Голосования

Помог ли Вам наш сайт?