С миру по рецепту

Рецепты народной медицины

Подписаться на новости










 

Межзубное произношение как исправить


Рекомендации по исправлению межзубного произношения звуков

Рекомендации по исправлению межзубного произношения звуков

Укрепляем круговую мышцу рта

1. Удержание полоски твёрдой бумаги (картон) губами во время просмотра мультиков на 5 минут.

2. Перекатывание воздуха из щеки в щёку слева — направо и сверху-вниз.

3. «Спусти шарик».  Выпускать воздух из надутых щёк маленькими порциями.

4. Удерживание во рту небольшой порции воды, не проглатывая и не разжимая губ.

5. «Буря в стакане» — бурление воды соломкой.

6. Заложить ватные тампоны между губой и зубами вверху и внизу и произносить П-Б-М-И.

7. Покусывание соломки от коктейля между боковыми зубами. Палочку двигать из стороны в сторону.

Упражнения для языка

  1. Улыбочка-трубочка

  1. Улыбка - оскал (держать под счет до 10)

  1. «Наказать непослушный язычок».

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем оставляя язык в таком же положении покусать его зубами, произнося звуки та-та-та. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.

3. «Блинчик»

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

4. «Качели».

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

- широкий язык поднимается к верхней губе, затем опус кается к нижней губе;

- широкий кончик языка прикасается за верхними резцами, затем за нижним;

При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

5. «Язык перешагивает через зубы»

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

Широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

6. «Почистим зубы»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.

7. «Горка» «Киска сердится».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

8. Упражнение в произнесении звука и.

Цель: вырабатывать умение управлять языком.

В игровой форме отрабатывается произнесение звука и, при котором положение языка близко к нормальной артикуляции звука.

Развитие целенаправленной воздушной струи

Вдох носом, плечи опущены, набираем воздуха полный животик, выдох через рот плавный, щеки на надувать, губы трубочкой

«Пузырьки»

В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в неё - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.

«Кораблик»

Поставьте ёмкость с водой, в которой плавает бумажный кораблик. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку.

«Футболисты»

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками. Следить, чтобы вдох был носом, а выдох был плавным и сильным через губы «трубочкой», щёки при этом не раздувать.

«Снег идёт!»

Положите ребенку на ладонь кусочки ваты или небольшую снежинку, вырезанную из салфетки.

- Представь, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давай подуем на снежинки!

Взрослый показывает, как дуть на вату (снежинку), ребенок повторяет.

( Вдох носом, плечи опущены, набираем воздуха полный животик, выдох через рот плавный, щеки на надувать, губы трубочкой)

Как только начнет хорошо получаться, широкий язык положить на нижнюю губу, дуть на кончик языка, так что бы вата слетала с ладони ребенка.

«Мыльные пузыри»

Пускание мыльных пузырей.

«Воздушный шарик»

Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку.

Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол.

Советы:

Игра на флейте

Проговаривание межзубных звуков с карандашом, а эффективнее с тонкой палочкой между зубами

Вестибулярная пластинка с бусинкой.

Сайт http://www.vallexshop.ru (Вестибулярная пластина MUPPY с бусинкой, новая модель, SMALL (с красным кольцом, от 3 до 5 лет), Вестибулярная пластина MUPPY с бусинкой, новая модель, LARGE (с синим кольцом, от 5 до 8 лет). )

Облизывание плоских тарелок, ложек, разрезанных фруктов и овощей

межзубный, боковой и другие виды, коррекция

Нарушения в речи встречаются у детей в последние десятилетия все чаще и чаще. Сигматизмы шипящих и свистящих фонем занимают первое место среди часто встречающихся дефектов. По мнению практикующих логопедов, это связано с недостатком внимания со стороны взрослых к качеству речи детей, отсутствием коррекционной работы. Разберемся вместе, что такое сигматизм, каковы его причины и каким образом исправить дефект.

Что это

Сигматизм – это дефект звукопроизношения свистящих [с], [з], [ц] и шипящих [ш], [ж], [ч], [щ] звуков. Это фонетическое нарушение.

Отдельно выделяют парасигматизм – это замена свистящих звуков другими.

Причины

Сигматизмы возникают у детей по разным причинам. Нельзя точно сказать, что послужило толчком к дисфункциям пассивного или активного органа артикуляционного аппарата. Но можно выявить, работа какого органа нарушает фонематическую стройность, правильность речи.

Основными причинами свистящего и шипящего сигматизмов являются:

  • Несформированность артикуляционного праксиса
  • Перцептивные нарушения
  • Нарушения иннервации органов артикуляции
  • Сенсомоторные нарушения
  • Аномалии развития органов речи, челюстного, зубного аппаратов
  • Другие функциональные нарушения
  • Аденоиды
  • Неправильный прикус
  • Выпавшие молочные зубы

Возникновение сигматизмов может быть спровоцировано анатомическими аномалиями:

  1. Нарушениями актов кусания, глотания, жевания
  2. Невритами
  3. Парезами мышц рта
  4. Бульбарным параличом

В этом случае абберация имеет органическую природу. Местом иннервации будут щеки, губы, челюсти, язык, мимическая мускулатура, глотка, гортань, двигательные волокна. Речь идет о патологиях черепно-мозговых нервов. Именно они отвечают за активность органов, их правильную работу. Чтобы определить, какой из них имеет дисфункцию, нужно пройти аудиографию, нистамографию, электромиографию. По результатам исследования строить дальнейшую работу по коррекции речевых нарушений.

Прибегать к обследованиям мозга необходимо только в крайне сложных ситуациях. Как правило, логопед, дефектолог способен зрительно определить параличи, недоразвитие праксисов и устранить нарушения в работе артикуляционного аппарата без сложного медицинского обследования.

Симптомы

Детская речь почти никогда не бывает чистой сразу. Нарушения в звукопроизношения устраняются постепенно самопроизвольно за счет артикуляционной практики, совершенствовании движений органов речи с возрастом ребенка. Говорить о болезни можно только после достижения дошкольниками 4- х лет.

Определить дисфункцию можно по следующим фонетическим и физиологическим симптомам:

  • С и З не произносятся четко. Вместо них слышится сходные межзубные фонемы с призвуком Д, Т, мягких Ш, Ж.

Коза – произносится как кодза, коса – котса, собака – табака, живут – дивут и т.д.

  • Пришептывание, некрасивая артикуляция С-З.

Язык просовывается между зубами. Дефект виден взглядом.

  • Носовой призвук при фонации.

Гнусавость артикуляции обусловлена неподвижность органов ротовой полости. Губы не растягиваются, язык двигается вяло, отодвигается вглубь ротовой полости ближе к носоглотке. Воздушная струя не может пройти через рот, выходит сквозь носовое отверстие.

  • Хлюпающие звуки при артикуляции.

Воздушная струя направляется вбок. Язык повернет в сторону или упирается в зубы. Фонема С, шипящие произносятся с лишним шумом.

Виды сигматизма

Классификация сигматизмов основана на физиологии метода произношения звуков, то есть на нарушениях в работе органов артикуляции. В зависимости от типа дисфункций выделяются следующие виды:

  • Межзубный сигматизм

Признаками такого вида нарушений считаются нечеткость артикуляции звука “С”. Он произносится как английский “t”. Во время фонации не образуется желобок посредине языка. Он необходим для свободного прохождения воздушной струи. Язык преграждает путь струе за счет того, что его кончик располагается между челюстями.

  • Губно-зубной сигматизм

Шипящие и свистящие произносятся с призвуком Ф. Причиной проявления такого вида сигматизма, может стать чрезмерное развитие нижней челюсти, ее выступание вперед.

Нижняя губа поднимается вверх к резцам. Образуется небольшое сужение, а язык готовится произнести звук С. Формируется комбинированная артикуляционная позиция для В-Ф и С-З. Фонация происходит смешанная, неприятная на слух. Например, вместо сирень – фирень, зайка – вфайка.

  • Призубный сигматизм

Артикуляция шипящих нарушается позицией кончика языка. Он упирается в резцы, образуя преграду для воздушной струи. Звук идет чрез небольшую щель, приобретая свист. С и З произносятся как Т с призвуком С. Например, самолет проговаривается как тамолет, зонтик – донтик.

  • Шипящий сигматизм

С, З произносятся со смягчением. Вместо них мы слышим Ж, Ш. Речь наполнена шумом, свистом, шипением. Например, сумка – щумка, сад – щад, соль – жоль, зима – жяма.

Причиной неправильной фонации становится положение кончика языка. Он вытянут к твердому небу, выгнут и оттянут внутрь ротовой полости. Не занимает позицию для произношения С и З.

  • Боковой сигматизм

Разделяется на односторонний и двусторонний. Язык отклоняется в сторону либо не касается коренных зубов. Образуются щели. Чрез них проходит воздушная струя, образую хлюпающий призвук. Ребенок говорит на месте звука С – хьль, льхь. Суп – хлюп, собака -хьлябака. Сигматизм боковой является самым сложным видом хзаболевания.

  • Носовой сигматизм

Воздушная струя выходит через нос. Таким образом могут произноситься не только свистящие и шипящие звуки, но многие другие. Прохождению воздуха мешает корень языка. Он примыкает к заднему небу. Для воздушной струи не остается прохода в ротовую полость. Свистящие звуки произносятся с призвуком Х, гнусаво.

Виды сигматизма могут перекрещиваться друг с другом, образую целый комплекс дефектов речи. Исправить нарушения возможно. Необходимо пройти обследование у логопеда, дефектолога. В особо сложных случаях аппаратное исследование.

Коррекция

При устранении дефектов артикуляции используются гимнастики, дыхательные упражнения, логоритмики. Следует учитывать вид нарушения. На исправление призубного, бокового сигматизма уходит больше времени, чем на нормализацию фонации при межзубном и носовом.

Артикуляционная гимнастика

Рекомендованы следующие артикуляционные упражнения:

Делаем широкую улыбку, зубы видны. Фиксируем положение губ на несколько секунд. Затем повторяем упражнение 2-3 раза.

Ребенок удерживает губами плоские легкие предметы (полоски бумаги, трубочки, ручку).

  • Надуваем шарики

Участвуют щеки. Ребенок надувает- сдувает щеки попеременно.

  • Прокати карандаш

Малыш дует на карандаш, который лежит на столе.

  • Имитация жевания
  • Пропевание слогов, звуков.

Массаж

Вибрируем пальцами под подбородком, под козелками ушей. Открываем и закрываем рот попеременно во время массажа.

  • Массаж мягкого неба

Разминаем неба пальцами до получения глоточного эффекта.

Упражнения

Упражнения на укрепление языка:

Облизывание рта широкими круговыми движениями.

Ритмичные шлепки языком по губам.

  • Покусывания кончика, спинки, боков языка.

Упражнения на распластывание языка:

  • Печем пирожки

Понадобится механическая помощь языку. Двумя пальцами берут язык и складывают в пирожок.

  • Саночки
  • Железная дорога

Постановка звуков

В ходе логопедических занятий по постановке звука [С] используется метод подражания, работа с зеркалом, и механический способ.

Автоматизация звуков

  • В прямых открытых слогах

Произносим ша, са, шу, су …

  • В обратных слогах

Уч, ус, уз, цш …

  • Со стечением согласных

Шус, мышь, час..

  • В начале слова

Сова, щука…

Укус, груз..

Колесо, тяжело..

  • В словосочетаниях, фразах, предложениях

Для упражнений можно использовать следующие вспомогательные тексты:

Са, са – вот летит оса.
Су-су – книгу принесу.
Сы, сы – у меня усы.

Ста- сто – сту
Сна – сну -сны

Самокат принесу, сани вынесу.

Десять дней Айболит не есть, не пьет, не спит.

Синие шары, синее небо, синее сосны – это весна!

  • Пересказ текст
  • Самостоятельное составление текстов по картинкам

Работа по устранению дефектов речи должна вестись под строгим контролем логопедов, родителей. Повторение упражнений в домашних условиях приносит несомненную пользу малышу. Родителям стоит внимательно следить за звукопроизношением детей, заставлять их работать над исправлением ошибок. Только таким путем произойдет автоматизация звуков, избавление от сигматизма.

Сигматизм межзубный: Логопедические упражнения., логопедия как убрать межзубный сигматизм

Думаю, для многих это актуально.

Выкладываю упражнения, которые мама может делать со свои ре сама.

Звук Л

Упражнение для развития силы и напряжения воздушной струи при постановке звука [Л]: губы сближены, струя воздуха направлена через узкую щель. Ребёнок рассекает движениями указательного пальца струю из стороны в сторону.

1. Пусть ребенок произносит очень открытый звук [ы]: резцы разомкнуты – верхние находятся над нижними. Губы должны быть раскрыты так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Произносить звук нужно тихо, низким голосом. На подставленной ко рту ладони широкой теплой струей должен ощущаться выдох.
2. После этого ребенок должен просунуть между зубами широкий распластанный язык и слегка закусить его (поставить на него верхние резцы). Все время следите за тем, чтобы верхняя губа ребенка не прикасалась к языку.
3. В этом положении нужно произносить звук [ы], как и раньше ощущая широкий теплый выдох на ладони. Выдох оказывается широким, потому что воздушная струя с двух сторон огибает расположенный между зубами язык.
4. Будет слышаться не слишком четкий протяжный звук [л] (возможно с небольшим «жужжащим» оттенком). Придумайте какое-нибудь название этому промежуточному звуку (например, «гудок парохода»). В дальнейшем, когда вы попросите ребенка изобразить этот «гудок» он должен произносить межзубный [л].
5. Затем пусть ребенок (по картинкам) произносит слоги [ла — ла — ла] с межзубным звуком [л] (попадая звуком [а] себе на ладонь). Вы можете сказать, например, ребенку, что ваш «пароход будет теперь учиться произносить слоги».
6. В дальнейшем произносятся слоги с гласными [о], [у], [э], [ы].
7. Когда ребенок будет легко и свободно произносить межзубный звук [л], сообщите ему, что он произносит звук [л].
8. Теперь ребенку нужно убрать язык за зубы. Повторяя слоги [ла — ла — ла], он должен постепенно втягивать язык в рот, как бы соскальзывая с него зубами, пока тот не начнет прикасаться к внутренней поверхности верхних резцов. Выдох все время должен ощущаться на ладони совершенно одинаковым образом.
9. В заключение нужно потренировать произношение звука [л] в слогах (делать это можно по подражанию).

10. Напряженным загнутым кончиком языка с включением голоса водить (скрести) но небу взад- вперед то медленно, то быстро. Зубы разомкнуты на ширину пальца. Губы открыты и не закрывают зубов. Челюсти должны быть неподвижны, работает только язык. Челюсти должны быть не подвижны, работает только язык.


Звук Р

Просят ребенка поболтать широким языком сначала между губами, потом между зубами и далее, у альвеол. Глубоко вдохнуть, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает», и слышится раскатистый звук «Р».

Педагог сидит на диване, кушетке/стуле. Ребенок лежит, а его голова на коленях педагога. Педагог с помощью зонда, пальца ребёнка (я использую соски резиновые от бутылочек) совершает быстрые движения пальцем из стороны в сторону, тем самым создавая нужную вибрацию.
Этот способ использован неоднократно и позволяет скорейшее появление Р изолированного.

Упражнение «Комарик»: ребенок улыбается, открывает рот, прижимает язык к альвеолам и произносит «дззз». Оно будет очень похоже на «джжж», но это более эффективный способ вызывания звука «Р». Говорится ребенку, что у это очень приставучий и настырный комарик, поэтому нужно сильнее прижимать язык к верхним зубам, тем самым провоцируется более четкая вибрация.

  • Ребенок кладет голову на колени логопеду,
    присасывает язык к нёбу(«Грибок»,)
    в это время логопед большим и указательным пальцами (разумеется, чистыми) прижимает боковые края языка к нёбу (не кончик!),
    ребенок с силой дует на язык и ...

  • частенько сразу же появляеися вибрация!!!

    упражнение Пылесос.Пылесос хорош также для развития подвижности кончика языка.Суть заключается в том, что: кончиком языка за альвеолами выполняем движения ВПЕРЕД-НАЗАД(пылесосим) и при этом включаем звук пылесоса.При правильном выполнении слышится звук Р

    Упражнения очень просты и хорошо подходят для тренировки подъема языка к альвеолам, а заодно тренируется и мелкая моторика.

    Упражнение «Веселый дождик „
    Произнеси твердо звуки [т-д].Слышишь, как будто капельки падают и ударяются обо что-то твердое? Подставь левую ладошку, а пальцами показывай, как капли дождя падают на твою руку, сначала медленно, а потом все
    быстрее и быстрее.
    Дождик капнул на ладошку
    – -т-д, т-д...
    (правой рукой изобрази падающие капельки дождя)
    На цветок --т-д, т-д...
    (левой рукой изобрази цветок
    И на дорожку т-д, т-д....
    ( из левой руки сделай дорожку)
    Застучал по крыше он- -т-д, т-д....
    И раздался частый звон-- т-д, т-д, т-д...
    дождик пошел сильнее).
    Играя, попробуй поменять руки и выучить стишок наизусть.Т-Д произносим утрированно(подчеркнуто).Исключаем работу челюсти.
    УПРАЖНЕНИЕ“ПЕСНЯ КРОКОДИЛА ГЕНЫ»
    Мелодия песни хорошо подходит для тренировки подъема языка к альвеолам.Вначале песню поем только на слог ДА.Вдальнейшем полезно использовать слоги ДЫ, ДЭ, ДО, ДУ.Можно чередовать слоги, учитывая желание ребенка.При закреплении звука [р] поем песенку на слог РА.


    Звук Ш

    Рот открыт. Губы округлены и вытянуты в перед. Язык поднят в верх и принимает положение «чашечки». Просим ребенка плавно выдувать воздух.

    Просим ребёнка медленно произносить звук [Т] Взрыв воздуха переводим в щель, при этом кончик языка ребёнок переводит в положение звука [Ш] т.е. поднимает за альвеолы.
    Поднеся руку ко рту, ребёнок должен ощутить разницу в выдыхаемой воздушной струе.При постановке звука обращается внимание на различие в произношении звуков.Звук [Ш] – это щелевой звук, воздушная струя – сильная, тёплая, равномерная. При произнесении звука [Т] кончик языка у верхних резцов, звук смычно – взрывной, струя – толчко-образная, сильная.(По В.М.Акименко)

    Пусть ребёнок длительно произносит звук [Р]-губы в открывающей верхние и нижние резцы улыбке.
    Затем нужно произнести этот звук шёпотом, совсем тихо, чтобы язык перестал вибрировать. При этом слышится звук [Ш].округлите ребёнку губы, нажав большим и указательным пальцами на уголки его губ .


    Статья по логопедии на тему: Преодоление межзубного и губно - зубного сигматизма

     ГБОУ СОШ № 1909 (2-е дошкольное отделение)

    Учитель – логопед Фетисова М.В.

    Преодоление межзубного и губно-зубного сигматизма в условиях дошкольного учреждения.

    Искажение свистящих и шипящих звуков называется сигматизмом, а замена их другими звуками  - парасигматизмом . Межзубный, призубный и губно – зубной сигматизм наблюдается при:

    - открытом прикусе;

    - перекрёстном прикусе;

    - слабой подвижности языка;

    - ротовом дыхании;

    - глотании с упором языка в нижнюю челюсть (так называемый инфантильный тип глотания).

    Причиной  нарушений  часто являются аномалии развития челюсти и языка (макроглоссия), аденоиды (нос не дышит, а рот открыт) и, конечно же, дизартрия (гипотония продольных мышц языка). На практике  макроглоссия встречается довольно редко. При  нарушениях прикуса мы направляем родителей с детьми к ортодонту. Но чаще встречаются именно дизартрические нарушения: язык вялый, не удерживается во рту, иногда картина дополняется саливацией (слюнотечением).

    О проблеме дизартрии я писала в журнале «Логопед» (№4, 2012). В статье «Проблема дизартрии: взгляд логопеда – практика»  поднимаются наболевшие для логопедов проблемы: отсуствие диагностики речевого нарушения ЦНС врачами – невропатологами, отсуствие лечения детей с диагнозом «Дизартрия» в шаговой доступности (диагноз иногда ставит учитель – логопед или логопед поликлиники) и т.д.

    Пример из практики. На консультации мама с ребёнком, который свистящие и шипящие звуки произносит одинаково: язык между зубами, рот широко раскрыт. Нарушены и искажены в общей сложности 12 звуков. Диагноз невропатолога: «Норма».  Пытаюсь рассказать, что гипотонус мышц напрямую связан с нарушением ЦНС. Мама сразу недоумевает: «А невропатолог сказала, что у нас всё нормально!»

    Печально и преступно то, что многие невропатологи забывают, что речь является проявлением высшей  нервной деятельности, присущей только человеку; в обязанности невропатолога обязательно должно входить  обследование моторики мышц лица, языка, рук, координации движений ребёнка.

    Дизартрия (речедвигательное расстройство) – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Дизартрия является следствием органического поражения ЦНС, при котором расстраивается двигательный механизм речи.

    Межзубный и губно – зубной сигматизмы чаще всего являются следствием гипотонии (снижения тонуса мышц). При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта; губы вялые, не могут плотно смыкаться. В силу этого рот обычно полуоткрыт, может быть выражена гиперсаливация.

    На практике учителя - логопеды стараются сделать всё для ребёнка. Для преодоления дизартрии  мы используем традиционные и нетрадиционные методы, включающие в себя элементы нейрореабилитации. Логопедическая работа по преодолению стёртой формы дизартрии  предусматривает обязательное участие родителей в коррекционном процессе. Поскольку дефект межзубного и губно – зубного сигматизма носит стойкий характер и при улучшении часто возвращается в виде рецидивов, совместная работа родителей и учителя – логопеда бесспорно необходима.

    Начиная работать над преодолением межзубного и губно – зубного сигматизма, нужно обязательно  сформировать положительную мотивацию у ребёнка. Если с девочками проще (они все хотят быть принцессами и красавицами, выйти замуж за принца и говорить как дикторы ЦТ), то с мальчиками  придумываем игры (язычок должен сидеть дома, не выглядывать во двор, язычок прилёг на диванчик в квартире, и его не видно). Наконец, карикатурно, но тактично изображаем речь шепелявую, с высунутым языком. Красиво? Нет. Часто этот театральный приём очень действенно влияет на критическое мышление ребёнка, заставляет его взглянуть на себя со стороны, подталкивает его к самоконтролю.

    Затем начинаем выполнять упражнения активной артикуляционной гимнастики, направленные на повышение тонуса губ и языка. Предпочтительны именно статические, силовые упражнения.

    1. Сомкнуть губы, чуть вытянуть их вперёд. Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
    2. «Обезьянка». Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Удерживать его в таком положении в течение 5-10 секунд.
    3. «Бульдог». Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении в течение 5-10 секунд.
    4. «Хомяк». Рот закрыт.  Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении в течение 5 секунд. Можно контролировать движения языка, приложив пальчики снаружи щёк.
    5. «Кружок».  Рот закрыт. Язык медленно движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (направление по часовой стрелке, а затем в противоположную сторону).
    6. «Покусаем язык»: зубки покусывают кончик, затем середину языка, язык продвигается вперёд – назад.
    7. «Горка». Улыбнуться, приоткрыв рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
    8. «Чистим нижние зубки» (с внутренней стороны).
    9. «Чистим верхние зубки» (с внутренней стороны).
    10.  «Катушка». Улыбнуться, открыв рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта, медленно. Повторить 8-10 раз.
    11.  «Жуём блинчик». Улыбнуться, приоткрыть рот поставить кончик языка как в упражнении «Горка», потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10 – 15 раз.
    12.  «Чашечка». Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. Язык во рту. Удерживать его при открытом рте в течение 5 – 10 секунд.  Затем усложняем упражнение: «Не разбей чашечку». Медленно выдвигаем вперёд (удерживаем 3-5 секунд) чашечку и задвигаем обратно в рот (также удерживаем 3-5 секунд), не разрушая «чашечки».
    13.  «Маляр». Улыбнуться, «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»).
    14.  «Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно повторяя: «Д-д-д», «Т-т-т», «Дын-дын-дын» («звоночек») или «Т-д, т-д» («скачет лошадка»).
    15.  «Лошадка». Цокаем, щёлкаем кончиком языка наверху.
    16.  «Грибок». Улыбнуться, широко открыв рот, присосать язык к нёбу, удерживать язык в таком положении в течение 5-10 секунд.
    17.  «Гармошка». Усложняем упражнение «Грибок»: присасываем язык к нёбу, при этом медленно открываем и закрываем рот (как растягиваются меха гармошки).
    18.  «Иголочка». Открыть рот, язык высунуть, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
    19.  «Качели». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении в течение 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Менять положение языка 5-6 раз.

    Упражнения пассивной артикуляционной гимнастики – такая форма гимнастики, при которой ребёнок производит движение только при помощи  механического воздействия: под нажатием пальцев и рук логопеда или соответствующего зонда, шпателя. При межзубном и губно – зубном сигматизме мы наблюдаем вялость, пассивность продольных мышц языка. Язык совершает примитивные движения только вперёд, за пределы передних и нижних зубов. Пассивные движения органов артикуляции способствуют включению в процесс артикуляционных мышц, до этого бездействующих. Это создаёт условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Вовлечение в работу разных групп мышц (продольных, поперечных, косых) способствует гармонизации общей моторики языка, коррекции всех звуков.

    1. Логопед тремя пальцами (как монету) захватывает язык ребенка в передней и средней части и делает медленные повороты как «ключиком» на 90 – 100 градусов по часовой и против часовой стрелке.
    2. Логопед большим пальцем снизу прижимает кончик и передне – среднюю часть языка к нёбу. Подержать1-2 минуты.
    3. Логопед прижимает большим пальцем сверху кончик и передне – среднюю часть языка в точке, находящейся внутри нижней челюсти. Язык статично и послушно «сидит и ждёт» 1-2 минуты.  

    Изотонические упражнения  (с элементами сопротивления)  очень эффективны в работе над преодолением межзубного и губно - зубного сигматизма, поскольку заставляют работать и напрягаться мышцы языка.

    1. Язык ребёнка высунут. Логопед просит ребёнка убрать язык в рот. Стерильным бинтом старается удержать язык в исходном положении. Разжимает пальцы в момент наивысшего напряжения в корне языка.
    2. Язык ребёнка находится в полости рта у нижних зубов. Логопед пальцем надавливает на кончик языка (фиксирует его). Далее просит ребёнка с силой вытолкнуть язык, вытолкнув палец. При наиболее сильном напряжении спинки языка палец следует приподнять.
    3. «Прогоним Карлсона». Большой палец логопеда (в стерильном бинте)   («Карлсон») «залетает» в рот ребёнка. Задача для малыша: прогнать Карлсона, т.е. вытолкнуть с силой палец («пока тот не съел всё варенье и конфеты»). Рекомендую палец прижимать как к средней точке, так и к боковым точкам языка, чтобы язык с силой « отвечал» не только прямо, но и влево, вправо.  

    При помощи вышеописанных упражнений ребёнок приобретает кинестетический самоконтроль, лучше начинает ощущать выполняемые движения (особенно языком), что способствует преодолению межзубного,  призубного и губно – зубного сигматизма.  

    Сроки коррекции зависят от тяжести речевого дефекта, возраста и индивидуальных особенностей ребёнка. Большое значение имеют такие факторы как регулярность занятий и участие в коррекционной работе родителей.

    Массаж языка широко используется при коррекции межзубного, призубного и губно – зубного сигматизма. Растирание, разминание, вибрация м поколачивание, плотное нажатие, точечный массаж, - эти активные виды логопедического массажа особенно эффективны. Я проанализировала большое количество литературы, касающееся нашей темы. В основном все авторы говорят в один голос о том, что массаж при межзубном сигматизме должен проводиться от корня языка к кончику. Но я больше доверяю методике Ю.В.Микляевой[1] (поскольку на практике занимаюсь этим вопросом и имею стаж логопеда 25 лет), которая доказывает в своей работе, что массажные приёмы при этом виде нарушений будут направлены от кончика языка вглубь, к задней части языка. При коррекции пониженного тонуса мышц языка важно и то, что движения зондом осуществляются от боковых краёв языка к средней линии (а не наоборот, как при гипертонусе).    

    В XXI веке учитель – логопед должен опираться на помощь медицины, новейших технологий. Обязательно при сигматизме ребёнка нужно направлять к стоматологу – ортодонту. Преодолению межзубного сигматизма должно предшествовать устранение открытого прикуса во фронтальном отделе. Для коррекции открытого прикуса детские  стоматологи – ортодонты рекомендуют применять специальные вестибулярные пластинки – или трейнеры – мягкие силиконовые миофункциональные позиционеры, корректирующие положение языка и способствующие нормализации мышечного баланса. Достаточно 20 – 30 минут тренировки в день дома под контролем родителей. В среднем курс лечения продолжается 3 месяца.

     

     Список используемой и рекомендуемой литературы:

    1. Приходько О.Г. «Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста», М., 2008.
    2. Костина Я.В., Чапала В.М. «Коррекция речи у детей: взгляд ортодонта», М., 2008.
    3. Крупенюк О.И., Воробьёва Т.А. «Исправляем произношение. Комплексная  методика коррекции артикуляционных расстройств», С- Пб, 2009.
    4. Шафеева А.А. «Логопедический массаж», М., 2009.
    5. Микляева Ю.В. «Логопедический массаж и гимнастика. Работа над произношением», М., 2010.
    6. Блыскина И.В. «Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж», С-Пб, 2010.
    7.  Архипова Е.Ф. «Логопедический массаж при дизартрии», М.,2012.
    8. Дьякова Е.А. «Логопедический массаж», М.,2012.

    [1] Микляева Ю.В. «Логопедический массаж и гимнастика. Работа над произношением», М., 2010.

    Сигматизм - дислалия-ннов

    Недостатки произношения свистящих звуков «С»-»С`», «3»-»3`», «Ц» (сигматизм, парасигматизм).

    Характеристика свистящих фонем. Описание правильного уклада органов артикуляции. Причины и варианты нарушений - искажения и замены. Значение артикуляционной гимнастики и выработка направленной воздушной струи (формирование круглой щели). Приемы коррекционной работы по постановке свистящих фонем в зависимости от вида нарушения. Работа по формированию фонематического восприятия при парасигматизме. Закрепление коммуникативных умений и навыков.

    Недостатки произношения шипящих звуков «Ш», «Ж», «Ч», «Щ».

    Характеристика шипящих фонем. Описание правильного уклада органов артикуляции. Причины и варианты нарушений - сигматизм и парасигматизм шипящих звуков. Артикуляционная гимнастика и формирование направленной воздушной струи. Приемы и последователь­ность постановки. Выбор исходной сохранной фонемы для постановки шипящих. Зависимость методических приемов коррекции от вида нарушения. Тренировки по развитию фонематического восприятия в случаях замены звука. Закрепление коммуникативных умений и навыков.

     

    ТЕОРИЯ

    АКТУАЛЬНОСТЬ

    Одним из самых распространенных дефектов звукопроизношения является сигматизм. Процент данного речевого нарушения год от года не уменьшается, а растет. Вероятно, это связано, с тем, что многие взрослые недостаточно внимательны к детям, не всегда слышат дефектную речь, особенно искажения, которые наиболее трудны в коррекции.

    Если не обратить должного внимания на речевые проблемы ребенка в данном возрасте, то в дальнейшем нарушения звукопроизношения может повлечь целый ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка. Таким образом, именно с возраста 4-5 лет надо начинать логопедические занятия, направленные на преодоление сигматизма.

    Очень много в отношении разработки методики преодоления дефектов звукопроизношения, в том числе различных видов стигматизмов, сделано Ф. A. Pay, М. Е. Хватцевым и другими советскими логопедами. Из зарубежных авторов следует выделить Г. Гутцмана, работы которого сохраняют свое значение до настоящего времени.

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Сигматизмом называются дефекты произношения свистящих с, з, ц и шипящих звуков ш, ж, ч, щ. Сигматизм является фонетическим нарушением. К нему относятся отсутствие и искажения звуков. Замена дан­ных звуков другими, имеющимися в системе родного язык

    Постановка свистящих звуков [С, СЬ, Ц, З] поэтапно при межзубном сигматизме и дизартрии

    Ребенок начинает правильно произносить свистящие звуки примерно к 3-4 годам. Но у некоторых детей возникают проблемы с артикуляцией. Если не принять меры вовремя, речевая дисфункция сохраняется на всю жизнь. Чтобы поставить свистящие звуки, обычно назначают комплекс специальных упражнений. Их выполняют как на занятиях у логопеда, так и в домашних условиях.

    Важность постановки свистящего звука

    Речевые дефекты, развившиеся в детстве, во взрослой жизни могут привести к сложностям в общении. Поэтому постановку свистящих звуков необходимо осуществлять своевременно. Чем раньше обнаружено отклонение, тем больше шансов на его успешное устранение. Обычно дефекты становятся заметными, когда ребенок переходит в среднюю группу детского сада. Логопеды выделяют две разновидности нарушения:

    • парасигматизм;
    • сигматизм.

    При сигматизме у ребенка искажается произношения звука «с» в мягкой и твердой формах. При парасигматизме происходит его замещение. Отклонения в разговорной речи могут оказать негативное воздействие на функционирование нервной системы. В дальнейшем это приводит к пониженной самооценке и коммуникативным расстройствам. На фоне неправильного произношения развиваются:

    1. Дислалия – заболевание, характеризующееся трудностями в произношении определенных звуков.
    2. Дисграфия – отклонение, сопровождающееся заменой и перестановкой букв во время письма.
    3. Дислексия – проблемы с чтением, обусловленные невозможностью соединять буквы в единый текст.

    Подготовительные мероприятия

    Перед выполнением упражнений, направленных на постановку разговорной речи, проводится дыхательная тренировка. Она обучает выдуванию воздушной струи из легких. Чтобы тренировки были для ребенка более интересными, рекомендуется использовать ватку или мячик небольшого размера.

    К наиболее распространенным упражнениям, развивающим дыхание, относят такие задания:

    1. Необходимо подготовить пустой пузырек небольшого размера. Его горлышко следует поднести к нижней губе. В пузырек направляется струя воздуха. Если малыш все делает правильно, появляется характерный звук. Такое упражнение называют «буря».
    2. Ладони требуется разместить на животе. Затем осуществляется глубокий вдох через нос, после чего дыхание на пару секунд задерживается. Выход производится через рот. Цель упражнения – научить ребенка управлять струей воздуха. Задание называют «гармонь».
    3. Упражнение «ветерок» выполняют, вытянув губы трубочкой. Глубокий вдох осуществляется через нос. Затем к губам подставляется ладонь, и воздушная струя выпускается через рот.

    Особенности постановки звуков

    На занятиях логопеда постановка звука «с» выполняется поэтапно. На каждом шаге ребенок проговаривает его все чище. Произношение корректируется с помощью артикуляционной гимнастики. Она позволяет улучшить подвижность мышц языка и губ. Занятия рекомендуется посещать не реже 2 раз в неделю. Их продолжительность колеблется от 10 до 30 минут, в зависимости от степени запущенности отклонения. В каждом отдельно взятом случае важен индивидуальный подход к обучению.

    Постановка свистящих звуков с помощью подражания

    Наиболее действенным методом постановки для свистящих звуков считается подражание. Легкость применения такого способа на практике обусловлена предрасположенностью детей к копированию. Для реализации задачи нужно расположиться вместе с ребенком перед зеркалом. Затем следует медленно

    произносить «с», акцентируя внимание на положении губ и языка в момент произношения. Кроха, как прилежный ученик, должен повторять услышанное и увиденное в зеркало.

    Как поставить звук механическим способом

    Речевое развитие может осуществляться и механическим путем. В данной ситуации рекомендуется активно использовать специальные простые упражнения:

    1. «Изобразить» на лице широкую улыбку, язык при этом находится в межзубном положении. Важное условие – не касаться им верхнего ряда зубов. Через некоторое время мышцы рта расслабляются, затем упражнение снова повторяется.
    2. Следующим шагом станет дуновение на кончик языка, который должен быть высунутым из ротовой полости. Чтобы почувствовать воздушную струю, следует подставить к губам ладонь.
    3. Пока ребенок будет выдувать воздух, необходимо надавить на язык зубочисткой. Это поможет сформировать желобок, через который направляется струя воздуха.
    4. На следующем этапе челюсти смыкаются, но зубочистка между ними остается. Она помогает зафиксировать язык в нужном положении. Прохождение воздушной струи спровоцирует свист.
    5. Во время воспроизведения свистящего звука необходимо нажимать зубочисткой на разные участки языка, выявляя, в каком положении «с» будет звучать правильно.
    6. После того как ребенку удастся произнести нужный звук, упражнение выполняется без использования зубочистки.

    Постановка от других звуков

    Правильное произношение «с» можно сформировать от других звуков. В данном случае речь пойдет о звуках «ц» и «ш». Первоначально ребенку следует протяжно воспроизвести «ш». Затем язык постепенно перемещается в сторону зубов, не отрываясь от неба. «Ш» будет постепенно трансформироваться в нечеткий свистящий звук. Чтобы получить из него «с», требуется сомкнуть зубы. После этого ребенок должен повторить попытку замены одного звука на другой.

    Постановка свистящих согласных звуков от «ц» практикуется реже. Суть метода заключается в протяжном произношении звука «ц». Ребенку не придется менять положение языка. Звук автоматически трансформируется в «с». После этого рекомендуется закрепить результат с помощью скороговорок или стихов.

    Какие способы существуют при сигматизме

    Постановка звуков «с», «з» и «ц» при сигматизме осуществляется несколькими способами. Они подбираются, исходя из характера отклонения. Сигматизм представляет собой искажение произношения звука «с». Природа происхождения патологии определяется в кабинете логопеда. К возможным причинам сигматизма относят:

    • неврит;
    • перцептивные отклонения;
    • неправильное развитие челюстно-лицевого аппарата;
    • недавно выпавшие молочные зубы;
    • нарушения образного мышления.

    Чаще всего звукопроизношение корректируют с помощью упражнений, но в некоторых случаях может потребоваться механический способ воздействия. Комплекс артикуляционных упражнений в каждом отдельно взятом случае будет различаться.

    Межзубный сигматизм

    Отклонение характеризуется неправильным расположением языка между зубами. Он упирается в края верхних или нижних резцов, из-за чего формируется препятствие для прохождения воздушной струи. «С» в этом случае меняется на «т». Главной причиной такого нарушения считают неправильное построение разговорной речи родителей с ребенком. Вероятность появления межзубного звука снижается при необходимом взаимодействии малыша с взрослыми.

    Для правильного произношения свистящих звуков прибегают к способу подражания. В этом случае ребенок пытается повторить за взрослым. Если такой метод не дает результата, постановка осуществляется механическим способом.

    Боковой сигматизм

    Нарушение речи при боковом сигматизме сопровождается недостаточной активностью мышечной ткани по бокам языка. Кончик органа при попытках звукопроизношения упирается в область альвеол. Речь становится абсолютно нечеткой. Наладить звукопроизношение помогает комплекс специальных упражнений. Среди наиболее эффективных выделяют:

    • попеременное надувание и втягивание щек;
    • максимальное раскрывание и закрывание челюсти, при условии расположения языка на дне рта;
    • продолжительную имитацию жевания с закрытым ртом;
    • вращение языком в предзубной области с приоткрытой ротовой полостью;
    • всасывание воздушной струи через трубочку, сделанную из языка.

    Носовой сигматизм

    Носовой сигматизм развивается в результате неполного смыкания задней стенки глотки с мягким верхним небом. Такое случается при поражениях нервной системы или при наличии расщелин в небе. С этой формой отклонения помогает справиться упражнение, подразумевающее выдувание звука «ф». Ребенок должен поместить широкую часть языка между нижней губой и верхними резцами. Из такого положения произносится звук «ф». Язык тем временем следует постепенно убирать за зубы.

    Призубный парасигматизм

    Одна из причин призубного парасигматизма – неправильный прикус зубов. Для постановки речи в этом случае практикуют логопедические упражнения. Упор делается на тактильные ощущения малыша и правильное расположение органов артикуляции. Изначально осуществляется постановка мягкого «сь». Проводится работа над дыханием. В этих целях ребенок подставляет ко рту руку и направляет на неё воздушный поток, предварительно сделав глубокий вдох. Если у него получилось произнести «с», завершать занятия не нужно. Требуется закрепить результат, периодически повторяя упражнения.

    Парасигматизмы

    Речевое отклонение, при котором ребенок искажает звуки «зь», «сь», «з», «с» и «ц», называют парасигматизмом. Он возникает при нарушении фонематического слуха. Чтобы справиться с отклонением, применяют автоматизацию свистящих звуков в связной речи. В этих целях практикуют упражнения. Выделяют следующие виды парасигматизмов:

    • меняющиеся с мягкого звука на твердый;
    • замены по звонкости и глухости;
    • смягчение звука.

    Комплекс артикуляционных упражнений

    Дифференциация свистящих основывается на выполнении упражнений, которые логопед подбирает в индивидуальном порядке. Среди наиболее эффективных выделяют такие:

    1. Необходимо широко открыть рот в улыбке, не смыкая зубы. Через несколько секунд можно расслабить мышцы губ. Упражнение повторяется 5-6 раз.
    2. Исходное положение такое же, как в предыдущем упражнении. Требуется провести кончиком языка по деснам, имитируя чистку. Сначала уделяется внимание верхним зубам, затем – нижним.
    3. Рот растягивается в улыбке, после чего следует поочередно коснуться кончиком языка уголков губ. Подбородок в этот момент должен быть неподвижным.
    4. Язык максимально высовывается. Сначала его необходимо тянуть к кончику носа, а затем – к подбородку. После этого следует поочередно коснуться широкой стороной языка губ.
    5. При полностью сомкнутых зубах следует максимально вытянуть губы в трубочку. Упражнение повторяется 5 раз.

    Как закреплять результаты занятий

    Чтобы достичь необходимого результата, следует заниматься с логопедом на постоянной основе. Настоятельно не рекомендуется бросать занятия при первых улучшениях произношения. Закрепление звука осуществляется путем автоматизации. Этот процесс подразумевает использование отдельных звуков при произношении слогов, фраз и предложений. На занятиях у логопеда даются задания, выполнение которых помогает улучшить навыки разговорной речи. Этап автоматизации считается самым трудным. Задания помогают развить разговорные навыки и внедрить выученные звуки в повседневную речь. Главная задача родителей – облегчить процесс, подсказывая и помогая ребенка.

    Самым эффективным способом закрепления результата считают чтение вслух. На начальных этапах можно проговаривать простые скороговорки. В дальнейшем нужно переходить на более объемные тексты. Важно поддерживать с малышом беседу. Это не только тренирует речь, но и развивает слух.

    При дизартрии у детей в совокупности с упражнениями используют физиотерапию, медикаментозное лечение и логопедический массаж. Дизартрия развивается в 3-6% случаев. Она сопровождается повышенным тонусом и чрезмерным напряжением мышц артикуляционных органов. Специфической особенностью заболевания является сложность преодоления дефектов. Поэтому на процесс восстановления речи уходит гораздо больше времени.

    Родителям на заметку

    Постановка звуков «ц», «с», «ш» может производиться и в домашних условиях. В этом случае ответственность за исход тренировок ложится на плечи родителей. Необходимо помнить о следующих принципах:

    1. Нагрузка на речевой аппарат увеличивается постепенно. В противном случае – малыш не сможет усвоить новую информацию.
    2. Во время выполнения упражнений рекомендуется проводить ассоциации с миром животных и насекомых. Звуки «с» и «з» сравнивают с пищанием комара.
    3. Необходимо позволять ребенку самостоятельно находить удобное положение органов артикуляции для воспроизведения изоляционных звуков.
    4. Если малыш выполняет упражнения без энтузиазма, лучше прекратить занятия. Это свидетельствует о том, что он устал.
    5. Занятия должны быть регулярными. Оптимальная периодичность – 2-3 раза в неделю. Длительность зависит от характера отклонения речи малыша.
    6. При механической постановке звукопроизношения следует использовать неопасные для ребенка предметы. Желательно, чтобы это был специальный логопедический зонд.

    Заключение

    Полноценные первые звуки ребенок сможет воспроизводить уже через месяц регулярных тренировок. В отдельных случаях может потребоваться несколько месяцев. Во время занятий осуществляется постановка сразу нескольких звуков. Чтобы добиться хорошего результата, необходимо заинтересовать кроху занятиями. Для него они должны стать игровой альтернативой.

    «Как исправить межзубной сигматизм" - Советы логопеда -

    «Как исправить межзубной сигматизм

    (язык выходит за пределы рта. при произношение звуков С,СЬ,З,ЗЬ,Ц)? Консультация для родителей

    Ежечасно мы слышим в той или иной мере неправильную речь. Процент речевых нарушений, в том числе и дефектного звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растёт. С чем связано столь повальное нарушение звукопроизношения? Вероятно, с тем, что многие взрослые недостаточно внимательны к детям, не всегда слышат дефектную речь, особенно искажения, которые наиболее трудные в коррекции.  В практике чаще всего встречается дефект: межзубной сигматизм(при произношение свистящих и шипящих, язык выходит за пределы рта.) Это искажение возможно при минимальном проявление дизартрии. Хочется обратить на сложность этого дефекта и рассказать о причине(этиологии).         

    Этиология(причина): межзубной сигматизм возникает при парезе лицевого, VII пары черепно-мозговых нервов. В результате наблюдается парез круговой мышцы рта, рот в покое приоткрыт.      Нижняя челюсть отвисает из-за слабости мышц. Причинной является парез тройничного нерва. Так как V пара черепно-мозговых нервов обеспечивает иннервацию жевательной мускулатуры и мышц, удерживающих нижнюю челюсть в сомкнутом состоянии. Из-за пареза подъязычного, XII пары черепно – мозговых нервов движения кончика не дифференцированы, смазаны, язык выходит за пределы рта. Коррекционную работу нужно начать в раннем возрасте, опираясь на неврологические основы дефекта, с этой целью предлагаю следующие упражнения:

    ( по 20 раз каждое упражнение)

    • « Улыбка» - «Рупор»;

    ·       « Улыбка» - « Трубочка»;

    ·        Рисование в воздухе палочкой или карандашом, зажатым между губами;

    ·       Удержание носового платочка губами;

    ·       Сбор губами ягод.

    Массаж губ:

    • Разминание губ;

    ·       Пощипывание;

    ·       Похлопывание;

    ·       Вибрация

    Упражнения для укрепления мышц нижней челюсти :

    • Открывание  и закрывания рта;

    ·       Имитация жевания;

    ·       Открывания рта с сопротивлением, подставив тыльную сторону руки под подбородок:

    ·       Выдвижение нижней челюсти вперёд.

    Упражнения для языка:

    • « Накажем язычок»-  легкое его покусывание;

    ·       «Причешем язычок»;

    ·       «Погладим язычок» ;

    ·       « Качели»;

    ·       « Киска сердится»;

    ·       «Почистим нижние зубки»;

    ·       «Вкусное варенье»;

    ·       «Укольчики».

    Массаж для языка:

    ·      «Блинчики с вареньем»

    Отработка выше указанных упражнений подготовит необходимый для свистящих артикуляционный уклад: губы в улыбке, зубы – заборчиком, язык опущен за нижние резцы к альвеолам (нижним дёснам), посередине языка образуется канавка, по которой холодная струя устремляется вниз и выходит через рот. После предшествующей работы постановка звука не вызовет особых трудностей.

     

    Учитель-логопед Артанова Любовь Ивановна.

    ЛОГОПЕД.РУ - Искажения произношения звука [c] и работа по их преодолению. - LOGOPED.RU

    Искажения произношения звука [c] и работа по их преодолению.

    Искажения произношения свистящих звуков называют сигматизмами. Логопеды выделяют межзубный, боковой и носовой сигматизмы.

    Межзубный сигматизм. При этом нарушении вместо звука [c], слышится звук, похожий на английский [t]. Такое звучание обусловлено тем, что в момент произношения звука кончик языка просовывается между верхними и нижними передними зубами. Вследствие этого желобок посередине языка не образуется, и воздушная струя, выходящая изо рта, получается рассеянной, тактильно ощущается как теплая.

    Причинами такого нарушения артикуляции могут являться слабость кончика языка, передний открытый прикус, а также аденоидные разращения, которые затрудняют носовое дыхание (у ребенка постоянно приоткрыт рот).

    Работа по устранению такого вида нарушения строится на выполнении упражнений для укрепления мышц кончика языка, выработке направленной воздушной струи. Кроме того отрабатывается артикуляция звука [и], при котором положение языка близко к нормальной артикуляции звука [с].

    Постановка правильного звука [c] осуществляется от опорного звука [и], после чего произношение поставленного звука автоматизируется сначала в слогах, затем в словах, предложениях и связных текстах.

    Боковой сигматизм. При боковом сигматизме вместо звука [с] слышиттся своеобразный хлюпающий шум, вызванный тем, что язык в момент произношения звука принимает боковое положение (один его боковой край находится вверху, а другой – внизу) или кончик языка упирается в верхние зубы. По этой причине струя выдыхаемого воздуха направлена вбок (влево, вправо или в обе стороны одновременно). При этом один из углов губ, как правило, опущен, зубы разомкнуты больше необходимого.

    Боковой сигматизм чаще всего возникает вследствие слабости мышц одной половины языка. Причиной также может быть боковой открытый прикус, а в некоторых случаях возможно нарушение иннервации языка.

    Для устранения этого вида нарушения необходимо выполнение упражнений, направленных на распластывание языка, умение удерживать его широким, укрепление боковых краев языка; выработку воздушной струи, идущей посередине языка. При этом важно следить за тем, чтобы обе половинки языка работали равномерно. Полезно также отрабатывать артикуляцию звуков [и] и [ф] (при [ф] идет сильная воздушная струя, направленная посередине языка). Для устранения бокового произношения на начальном этапе работы рекомендуется выработать межзубное произношение звука [с] – кончик и боковые края языка фиксируются между зубами – это способствует выработке правильной симметричной позы языка. В этом положении можно начать автоматизацию звука. В дальнейшем, когда язык перестанет отклоняться, его постепенно переводят в зазубное положение, характерное для правильной артикуляции звука.

    При носовом сигматизме звук характеризуется носовым, “гнусавым” призвуком, и больше напоминает [х]. В момент артикуляции губы не растянуты, язык отодвинут вглубь рта, мягкое небо опущено, вследствие чего воздушная струя выходит через нос, что и придает звуку заметный носовой оттенок.

    На подготовительном этапе коррекционной работы следует уделить внимание формированию правильного речевого выдоха, умению удерживать губы в улыбке с обнажением передних зубов, а язык - широким и плоским в положениях на нижней губе и за нижними зубами.

    Опорными звуками для постановки являются звуки [и] и [ф]. Растягивая губы в улыбке (звук [и]) и удерживая широкий язык между зубами, ребенок произносит звук [ф], направляя воздушную струю посередине языка. Постепенно кончик языка убирается за нижние резцы – слышится звук [c].

    Когда звук поставлен, необходимо провести автоматизацию звука в речи для закрепления его правильного произношения.

    Желаем удачи!

    Статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа): Межзубный сигматизм свистящих звуков: причины и коррекция

    Межзубный сигматизм свистящих звуков: причины и коррекция.

    Как часто приходится слышать от коллег-логопедов почти на всех логопедических форумах: «Ох  уж этот межзубный сигматизм! С таким большим трудом ставишь ребенку  звук «С», а в речь его не закрепить, язык торчит между зубов... Родители дома речь не поправляют, на консультацию к медикам не идут, хотят, чтобы  как в сказке взмахнул логопед волшебной палочкой и все получилось само собой»

    Межзубный сигматизм – это достаточно стойкое нарушение, которому свойственны возвращения в виде рецидивов, поэтому без помощи родителей и специалистов ребенку крайне сложно его преодолеть.

    Давайте разберемся в причинах возникновения межзубного сигматизма у детей.

    Причиной межзубного сигматизма у дошкольников часто являются нарушения развития челюсти и языка, нарушения ротового и носового дыхания, инфантильное глотание (глотание с упором языка в нижнюю челюсть) и, конечно же, дизартрия.  

    Нарушения развития челюсти проявляется в нарушениях прикуса: открытый прикус или перекрестный. При таком прикусе языку ребенка сложно удержаться за зубами и постоянно вываливается наружу. При таких нарушениях родителям следует посетить ортодонта. Для коррекции открытого прикуса  ортодонты рекомендуют применять специальные трейнеры – мягкие силиконовые многофункциональные позиционеры, корректирующие положение языка и способствующие нормализации мышечного баланса.

    Нарушения развития языка -  макроглоссия, на практике встречаются крайне редко. Иногда бывают вторичными нарушения развития языка после некорректного подрезания подъязычной связки при достаточно крупном языке. После такой операции крупный язык может очень сильно вываливаться изо рта ребенка. Убрать язык внутрь бывает крайне сложно.

    Нарушения носового и ротового дыхания, чаще всего, бывают при аденоидах (нос не дышит, а рот открыт). При таком нарушении нужно обязательно посетить ЛОРа, так как в данном случае нарушение дыхания может мешать и вредить ребенку не только при произнесении свистящих звуков, но и при усвоении программы обучения в целом. При определенных степенях разрастания аденоидов мыслительные способности ребенка могут снижаться.

    Чаще всего на практике встречаются именно дизартрические нарушения: язык вялый, не удерживается во рту, иногда картина дополняется саливацией или даже гиперсаливацией.

    Печально в проявлениях дизартрии то, что заниматься этим, прежде всего, должен невропатолог. На практике чаще всего невропатологи забывают, что речь – это проявление высшей нервной деятельности, присущей только человеку. В обязанности неврологов обязательно должно входить обследование моторики мышц лица, языка, рук и координации движений ребенка. А фактически, еще не в самом худшем случае, невролог напишет, что у ребенка ОНР (диагноз из педагогической классификации) и будет этот педагогический диагноз, почему то, лечить таблетками…

    Еще, на практике бывает так: «Невролог сказал, что у нас все хорошо! Нарушений нет», – слова мамы. И бесполезно объяснять, что гипотонус мышц связан с нарушением ЦНС…  

    Дизартрия - это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Дизартрия является следствием поражения ЦНС, при котором расстраивается двигательный механизм речи.

    При межзубном сигматизме чаще всего наблюдается гипотония (снижение тонуса мышц) языка. При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта; губы вялые, не могут плотно смыкаться. В силу этого рот полуоткрыт, может быть выражена гиперсаливация.

    Для преодоления межзубного сигматизма логопеды используют разные методы. Работа должна начинаться с выявления первопричины дефекта и включения медицинского участия в коррекции. Если ребенку необходим ортодонт, ЛОР или невролог, то без должного участия этих специалистов в коррекции данного нарушения, сложно дать прогноз на быструю и стойкую коррекцию. Иногда межзубному сигматизму свистящих звуков свойственно возвращаться снова.

    В систему коррекции включаются приемы для формирования положительной мотивации у ребенка, упражнения активной и пассивной артикуляционной гимнастики,  изотонические упражнения (с элементами сопротивления), массаж языка тоже может быть включен в систему коррекции.

    Сроки коррекции межзубного произношения зависят от тяжести речевого дефекта, возраста, индивидуальных особенностей ребенка и от участия в коррекционной работе родителей.

    Консультация (старшая группа) на тему: Межзубное произношение звуков у ребёнка. Что делать?

    Самый верный, быстрый и наилучший вариант - заниматься с логопедом. Но если пока не возможности, попробуйте следующее:

    I. Сначала выполняется комплекс артикуляционной гимнастики для постановки шипящих звуков. 

    1. "Накажи непослушный язычок".
    Цель: вырабатывать умение расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
    Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.
    Внимание!
    1) Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
    2) Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
    3) Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
    Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

    2. "Сделай язык широким".
    Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
    Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти.
    Внимание!
    1) Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
    2) Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
    3) Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.
    4) Боковые края языка должны касаться углов рта.

    3. "Приклей конфетку".
    Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъём языка наверх.
    Описание: положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.
    Внимание!
    1) Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижна.
    2) Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см.
    3) Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).
    4) Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

    4. "Грибок".
    Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку).
    Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот (язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку).
    Внимание!
    1) Следить, чтобы губы были в положении улыбки.
    2) Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться.
    3) При повторении упражнения надо открывать рот шире.

    5. "Кто дальше загонит мяч".
    Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
    Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук "ф", сдуть ватку на противоположный край стола.
    Внимание!
    1) Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
    2) Нельзя надувать щёки.
    3) Следить, чтобы ребёнок произносил звук "ф", а не звук "х", т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

    6. "Вкусное варенье".
    Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.
    Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
    Внимание!
    1) Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
    2) Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
    3) Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

    7. "Гармошка".
    Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
    Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.
    Внимание!
    1) Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.
    2) Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти.
    3) Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

    8. "Фокус".
    Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
    Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
    Внимание!
    1) Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
    2) Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
    3) Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

    II. Затем - постановка звука.

    Объясняете и показываете правильный артикуляционный уклад в произношении шипящих ("ш", "ж").
    При произнесении звука "ш" (постановка начинается именно с этого звука) губы вытянуты вперед и округлены (перед "а" округление минимально, перед "и", "ы" округления может и не быть. Расстояние между зубами больше, чем при артикуляции свистящих звуков, около 4-5 мм. Кончик языка поднят по направлению к началу твердого неба или альвеолам, средняя часть спинки языка прогибается, а поднимается по направлению к мягкому небу и оттягивается к стенке зева. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; небная занавеска поднята и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты; сильная выдыхательная струя проходит через две щели: между задней частью мягким небом, а также между кончиком языка и твердым небом. При этом производится сложный шум, более низкий, чем при произнесении свистящих, и напоминает шипение.
    При постановке звука "ж" та же артикуляция, что и при произнесении звука "ш", она дополняется работой сомкнутых и колеблющихся голосовых складок.
    После того, как Вы объяснили и показали ребенку положение органов артикуляции, учите его правильно ее воспроизводить.
    Если у ребенка слабые мышцы кончика языка, то делаете пальцевой или зондовый массаж кончика языка, затем артикуляционная гимнастика и только потом, после укрепления мышц кончика языка, начинаете постановку звуков.

    И самое главное, обязательно посетите невролога!

    Дорохова Ольга Александровна

    Учитель-логопед


    Смотрите также

    polxa reklami

    Голосования

    Помог ли Вам наш сайт?