С миру по рецепту

Рецепты народной медицины

Подписаться на новости










 

Мак межгосударственный авиационный комитет


Межгосударственный авиационный комитет — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 января 2016; проверки требуют 40 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 января 2016; проверки требуют 40 правок.

Межгосуда́рственный авиацио́нный комите́т (МАК) — исполнительный орган межгосударственного Совета по авиации и использованию воздушного пространства СНГ, образованного государствами бывшего СССР для координации деятельности в области гражданской авиации и использования воздушного пространства[1] .

Учреждён на основании подписанного в декабре 1991 года межправительственного «Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства». В соответствии со статьёй 8 этого соглашения МАК является исполнительным органом, обеспечивающим выполнение решений Совета по авиации и использованию воздушного пространства, созданного соглашением в качестве международной правительственной организации[2]. Сессии Совета проводятся не реже одного раза в квартал, а проекты их программы и повестки дня представляются председателем МАК и утверждаются Советом. Председатель МАК назначается постановлением Совета глав государств – членов Экономического сообщества (с 1991 года эту должность занимает Т. Г. Анодина)[1].

Длительное время МАК в качестве преемника советских Комиссий по использованию воздушного пространства, управлению воздушным движением и по государственному надзору за безопасностью полетов воздушных судов (в части согласованных государствами СНГ функций) занимался широким кругом вопросов сертификации в гражданской авиации и расследования авиационных происшествий в интересах государств-спонсоров. По поводу юридического статуса МАК есть разные мнения, ряд юристов полагает, что МАК не является субъектом международного права и не может самостоятельно осуществлять каких-либо властных полномочий, тем более государственных функций РФ или иного государства СНГ. При этом МАК, как исполнительный орган международной правительственной организации, и его сотрудники, являющиеся международным персоналом, не могут нести ответственность за ненадлежащее исполнение своих функций перед органами государственной власти РФ или иного государства СНГ [2].

МАК аккредитован в ИКАО в качестве межгосударственной организации в области гражданской авиации, которая может быть приглашена к участию в соответствующих совещаниях ИКАО (такие организации не рассматриваются ИКАО в качестве наблюдателей)[3].

Для проведения обязательной сертификации гражданской авиационной техники, гражданских аэродромов и организаций, осуществляющих летную и техническую эксплуатацию авиационной техники в государствах СНГ, в составе МАК было создано специализированное подразделение Авиационный регистр (АР МАК). Поскольку основной объём сертификационных работ имел место в России, то эта деятельность активно велась до выхода постановления Правительства РФ от 28 ноября 2015 года № 1283, которым функции и полномочия по сертификации типовой конструкции воздушных судов, двигателей, воздушных винтов и аэродромов, которые ранее были возложены на МАК, вновь переданы российским органам исполнительной власти[4]. В соответствии с этим постановлением Росавиация создала подведомственное ей федеральное автономное учреждение Авиационный регистр Российской Федерации [5].

Хотя сертификационные полномочия МАК на территории России истекли в декабре 2015 года, АР МАК продолжает вести деятельность по выдаче сертификатов типа для заинтересованных государств СНГ[6]. Однако, с 2015 года основной задачей МАК является проведение расследований авиационных происшествий с воздушными судами гражданской авиации (в государственной авиации РФ функции контроля над безопасностью полётов и расследования авиационных происшествий возложены на Службу безопасности полётов авиации ВС РФ, а в экспериментальной авиации РФ эти функции выполняет Минпромторг России).

До ноября 2015 года МАК от имени Российской Федерации осуществлял сертификацию воздушных судов, аэродромов, авиакомпаний и организаций по техническому обслуживанию авиационной техники в России. Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2015 года № 1283 функции и полномочия по сертификации типовой конструкции воздушных судов, двигателей, воздушных винтов и аэродромов, которые были возложены на МАК, перераспределены Минтрансу, Минпромторгу и Росавиации [4].

С 2016 года в Правительстве РФ рассматривается вопрос о лишении МАК всех полномочий, передававшихся ему от имени Российской Федерации, и о выходе России из состава спонсоров МАК[7].

Расследования авиационных происшествий и инцидентов

14.02.2020 в районе аэропорта Сабетта (Ямало-Ненецкий АО, РФ) Ми-8АМТ

RA-24636

Без жертв (данные уточняются)

ВС разрушено

09.02.2020 в аэропорту Усинска Республики Коми (РФ) Боинг 737-500

VQ-BPS

ПАО Авиационная компания «ЮТэйр»

Без жертв

Значительные повреждения ВС

07.02.2020 в районе населенного пункта Лаишево Республики Татарстан Bell-407

RA-01893

Погибших: 1 (данные уточняются)

ВС разрушено

15.01.2020 в 2 км северо-восточнее от поселка Новосиньково Московской области (РФ) Robinson R-44 II

RA-07385

ООО "СтройБизнес"

Без жертв

Значительные повреждения ВС

10.01.2020 в аэропорту Антальи, Турция A321

VQ-BRS

ООО "Северный Ветер"

Без жертв

Значительные повреждения ВС

О мак

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) учрежден в декабре 1991 года на основании Межгосударственного соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства (Соглашение), заключенного 12 новыми независимыми государствами, для сохранения единых авиационных правил, норм летной годности, единой системы сертификации авиационной техники и ее производства, международных категорированных аэродромов и их оборудования, независимого расследования авиационных происшествий, координации вопросов развития гражданской авиации и гармонизации национальных программ развития систем организации воздушного движения.

МАК призван служить достижению целей безопасного и упорядоченного развития гражданской авиации и эффективного использования воздушного пространства государств-участников Соглашения.

МАК действует на основе и в полном соответствии с международным законодательством и национальными законодательствами государств-участников Соглашения, имея от них полномочия, делегированные в соответствии с указами Президентов, постановлениями Правительств и другими законодательными актами.

В соответствии с положениями Чикагской Конвенции о международной гражданской авиации и Процедурами Международной организации гражданской авиации (ИКАО) Соглашение и Положение о МАК в июле 1992 года зарегистрированы ИКАО, и МАК включен в Перечень межправительственных организаций.

МАК заключены соглашения о сотрудничестве со многими зарубежными государствами и международными организациями — ИКАО, EASA, ИАТА, ИФАЛПА, МПА СНГ, ЕврАзЭС и др. Подписаны подготовленные МАК международные соглашения в области летной годности, безопасности полетов и расследования авиационных происшествий со многими ведущими авиационными государствами.

МАК является членом Международной ассоциации независимых органов расследования на транспорте (ITSA).

Штаб-квартира МАК располагается в Москве, где его деятельность обеспечивается в соответствии с Законом, ратифицированным Федеральным Собранием Российской Федерации, и Воздушным Кодексом.

Деятельность МАК

Расследование авиационных происшествий

МАК расследует все авиационные происшествия с воздушными судами государств-участников Соглашения как на их территориях, так и за их пределами, а также в рамках соглашений, заключенных с другими государствами. Основной принцип системы расследования МАК - независимость. Это согласуется с рекомендациями ИКАО, ИАТА и Директивой Европейского сообщества в части независимого расследования авиационных происшествий. Деятельность МАК по расследованию авиационных происшествий полностью соответствует рекомендуемой международной практике (Приложение 13 к Чикагской Конвенции о международной гражданской авиации).

Координация вопросов развития гражданской авиации

Основными целями МАК являются координация формирования и осуществления межгосударственной политики в области гражданской авиации, функционирующей с высокой степенью безопасности и отвечающей экономическим интересам государств-участников Соглашения, создание экономических и организационных условий, обеспечивающих доступность авиационных перевозок на основе добросовестной конкуренции. МАК координирует вопросы сотрудничества государств-участников Соглашения в области подготовки авиационных специалистов, тарифной политики, упрощения пограничных и таможенных процедур, взаимодействия в чрезвычайных ситуациях и принятия общих мер противодействия авиационному терроризму, авиамедицины и др.

Координация гармонизации национальных программ развития систем организации воздушного движения

Координация вопросов гармонизации национальных программ развития систем организации воздушного движения государств-участников Соглашения строится МАК на реализации положений Концепции гармонизации национальных систем организации воздушного движения, принятой главами государств-участников Соглашения. При этом уделяется особое внимание решению проблем управления безопасностью полетов воздушных судов, обеспечению авиационной безопасности, вопросам реализации положений Глобальной эксплуатационной концепции ОрВД ИКАО и Концепции перехода к перспективным средствам и системам связи, навигации, наблюдения (CNS/ATM) с целью интеграции на основе международных стандартов в европейскую и мировую аэронавигационные системы. МАК взаимодействует с Европейским бюро ИКАО и Евроконтролем по различным аспектам системы управления безопасностью полетов при организации воздушного движения.

Реализация проектов ИКАО-МАК

МАК участвует в реализации проектов ИКАО-МАК, направленных на повышение безопасности полетов в государствах-участниках Соглашения, на основе всемерной гармонизации национальных законодательств, норм и правил с международными нормами и стандартами и подготовки авиационных специалистов государств-участников Соглашения по программам ИКАО.

МАК - Межгосударственный авиационный комитет

 

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) учрежден на договорной основе 30 декабря 1991 г. Он включен в Реестр международных межправительственных организаций ICAO и зарегистрирован в Содружестве Независимых Государств (СНГ).

МАК является межправительственной организацией суверенных государств региона Восточной Европы, присоединившихся к Соглашению о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства, которое было подписано в г. Минске (Республика Беларусь). По состоянию на конец

2005 г. участниками Соглашения являются 12 государств: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина. Два государства - Латвийская Республика и Эстонская Республика - имеют статус наблюдателей.

В соответствии с полномочиями, делегированными государствами-учредителями, МАК призван служить достижению целей единой политики и координации деятельности в области использования воздушного пространства, управления воздушным движением, сертификации ВС, аэродромов и оборудования, расследования авиационных происшествий, обеспечения унификации систем Авиационных правил, разработки согласованной политики в сфере воздушного транспорта, координации разработки и реализации межгосударственных научно- технических программ. Так как степень делегирования полномочий МАК государствами-учредителями неодинакова, то и характер их участия в деятельности МАК имеет существенные отличия.

Основными направлениями деятельности МАК являются:

  • разработка и формирование структуры единых Авиационных правил и процедур в сфере ГА и использования воздушного пространства в регионе СНГ, а также их гармонизация с Авиационными правилами, признанными Мировым авиационным сообществом;

  • создание и обеспечение функционирования единой системы сертификации авиационной техники и ее производства, гармонизация ее с другими международными системами;

  • сохранение для государств - участников СНГ профессионального независимого органа по расследованию авиационных происшествий, обеспечивающего объективное расследование авиационных происшествий не только на территориях государств Содружества, но и за их пределами;

  • защита для государств СНГ рынка авиатранспортных услуг через межгосударственные соглашения и согласованные нормативные акты в области тарифов и взаиморасчетов;

  • координация взаимодействия полномочных органов в чрезвычайных ситуациях и в зонах локальных военных конфликтов на территории государств - участников Соглашения;

  • борьба против незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации;

  • развитие международного сотрудничества с государствами и международными организациями гражданской авиации в целях интеграции государств - участников Соглашения в мировое авиационное сообщество.

Направления деятельности

Расследование авиационных происшествий

МАК расследует все авиационные происшествия с воздушными одами государств-участников Соглашения как на их территориях, так и за их пределами, а также в рамках соглашений, заключенных с другими государствами.

Основной принцип системы расследования МАК - независимость. Это согласуется с Рекомендациями ИКАО, ИАТА и Директивой Европейского сообщества в части независимого расследования авиационных происшествий.

Деятельность МАК по расследованию авиационных происшествий полностью соответствует рекомендуемой международной практике (Приложения к Чикагской Конвенции о международной гражданской авиации).

Координация вопросов использования воздушного пространства и управления воздушным движением.

МАК координирует деятельность национальных органов организации воздушного движения (ОВД) государств-участников Соглашения в вопросах совершенствования порядка использования воздушного пространства (ИВП), управления воздушным движением (УВД) и выработки согласованной политики государств-участников Соглашения в вопросах международных воздушных сообщений, проведения работ по рациональной организации структуры воздушного пространства и УВД в смежных районах сопредельных государств-участников Соглашения, а также организации и проведения комплекса мероприятий, направленных на сокращение количества расхождений между стандартами ИКАО и национальными нормами и правилами государств-участников Соглашения в части вопросов ОВД, координации развития и модернизации технических средств и систем УВД, включая реализацию Концепции спутниковой системы связи, навигации и наблюдения CNS/ATM, сертификации по заявкам заинтересованных авиационных администраций государств-участников Соглашения центров УВД.

Координация авиатранспортной деятельности

Основными целями МАК являются формирование и осуществление межгосударственной политики в области воздушного транспорта и авиатранспортной деятельности, обеспечивающей удовлетворение потребностей в авиаперевозках и развитие воздушного транспорта, функционирующего с высокой степенью безопасности и отвечающего экономическим интересам государств-участников Соглашения.

МАК последовательно проводит линию на создание экономических и организационных условий, обеспечивающих доступность авиационных перевозок на основе добросовестной конкуренции, включая выработку механизмов антимонопольного и антидемпингового регулирования в области авиатранспортных услуг, принятие согласованной тарифной политики, упрощение пограничных и таможенных процедур, решение вопросов авиационной безопасности, подготовки авиационного персонала, разработки и унификации авиационных правил лицензирования и сертификации объектов и субъектов гражданской авиации, разработки норм и правил в области авиамедицины.

Сертификация авиационной техники и ее производств

Решая комплексную задачу обеспечения летной годности гражданской авиационной техники, МАК создал новую нормативную базу сертификации, состоящую из Авиационных правил (АП), гармонизированных с аналогичными правилами США (FAR) и Западной Европы (JAR).

На этой базе МАК сертифицированы все воздушные суда и их компоненты, а также авиадвигатели производства государств-участников Соглашения. Все работы проводятся в тесном взаимодействии с ОКБ, НИИ авиационной промышленности при поддержке Генеральных конструкторов авиационной техники.

Зарубежная авиационная техника сертифицируется МАК в соответствии с решением авиационных властей государства-эксплуатанта, или по заявке эксплуатанта.

Все сертифицируемые МАК самолеты зарубежного производства проходят натурные летные испытания по программам Сертификационного центра ГосНИИ гражданской авиации.

МАК выдает сертификаты типа на авиационную технику и ее компоненты, единые для всех государств-участников Соглашения, признаваемые и действующие на их территориях.

МАК проводит регулярную проверку объектов и организаций на соответствие либо выданному сертификату типа, либо сертификату на серийное производство.

МАК заключены соглашения о взаимном признании норм летной годности с ведущими авиационными государствами, включая подписанное в 1998 году полномасштабное Соглашение с США (BASA).

Сертификация аэродромов и их оборудования

В основе сертификации аэродромов и их оборудования лежит созданная МАК система Авиационных правил (АП) по сертификации аэродромов, оборудования аэродромов и воздушных трасс, средств и систем УВД. Соответствующие АП одобрены и приняты государствами-участниками Соглашения.

Выдаваемые МАК сертификаты на международные и категорированные аэродромы, их оборудование, средства и системы УВД, признаются и действуют на территориях всех государств-участников Соглашения.

Руководство МАК

Анодина Татьяна Григорьевна

Председатель Межгосударственного авиационного комитета

Доктор технических наук, профессор (с 1981г.), Лауреат Государственных премий, заслуженный деятель науки, кавалер высших орденов России, Азербайджана, Казахстана, Молдовы, Узбекистана, Украины и др. По законодательству России имеет ранг Федерального министра.

Прошла все научные должности от младшего научного сотрудника до Директора головного НИИ в области аэронавигации, который возглавляла 20 лет. Более 10 лет возглавляла Главное научно-техническое управление Министерства. В течение многих лет находится на различных научных и административных должностях высшего ранга. Осуществляла преподавательскую деятельность. В настоящее время сотрудничает с кафедрой международного права МГИМО.

Инициатор создания и с 1991 г., по решению Глав государств, Председатель Межгосударственного авиационного комитета.

Руководитель создания системы независимого расследования авиационных происшествий и международной системы сертификации авиационной техники и аэродромов, полностью гармонизированной с европейской и американской.
МАК - первая региональная организация в области независимого расследования и сертификации, правовые принципы и опыт которой послужили основой создания подобных организаций в Евросоюзе (в 2002 году), Латинской Америке и других регионах мира. В 2010 году этот принцип закреплен в стандартах Приложения 13 к Чикагской Конвенции ИКАО.

МАК уже 10 лет является членом международной организации независимых органов расследования ITSA (всего входит 17 организаций).

Автор более 100 научных работ, 25 монографий и учебников, изданных во многих странах мира.

При непосредственном участии Т. Анодиной созданы и сертифицированы, в том числе в рамках международных проектов, новые воздушные суда: Ил-86, ИЛ-96, Ил-114, Ан-124, Ан-70, Ан-140/148, Ка-32, Ту‑204, RRJ и другие.

Под ее научным руководством разработаны первые автоматизированные системы управления воздушным движением, навигации и посадки воздушных судов, которые эксплуатируются в более чем в 100 аэродромах и центрах управления.
Инициатор вступления СССР в ИКАО (190 государств мира) и перехода на международные стандарты в области аэронавигации и технических средств оборудования аэродромов и воздушных трасс. Являлась членом специализированного комитета ИКАО по стратегии будущих аэронавигационных систем на базе использования глобальной спутниковой системы навигации, в состав которого входили представители 5 государств – США, Франции, Австралии, Японии, СССР.

В рамках этой стратегии, принятой ИКАО для международной гражданской авиации, было достигнуто соглашение о признании системы ГЛОНАСС как части глобальной спутниковой системы (наряду с GPS). Результаты этой работы были признаны как мировое научное достижение. В 1997 году Т. Анодиной присуждена Высшая Международная премия в области авиации – Премия имени Э. Уорнера, как всемирно известному ученому, крупному исследователю и организатору создания и внедрения национальных, региональных и глобальных спутниковых технологий гражданского применения. С 1959 года этой Премии удостоены 31 человек.

За 20 лет деятельности МАК расследовано 536 авиационных происшествия в 76 странах мира. Сертифицировано 134 типа воздушных судов производства России, Украины, Узбекистана, США, Канады, Европы, Бразилии и др. Сертифицировано 80 международных аэродромов, 516 типов оборудования аэродромов российского и зарубежного производства.

Расследования авиационных происшествий и инцидентов

15.08.2019 в районе аэропорта Жуковский Московской области произошло авиационное происшествие (авария) с самолетом Airbus A-321-211 VQ-BOZ ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии». По имеющейся информации, находившиеся на борту члены экипажа и пассажиры живы. Несколько человек обратились за медицинской помощью. На земле жертв и разрушений нет.

Межгосударственный авиационный комитет сформировал комиссию по расследованию данного авиационного происшествия. Комиссия приступила к работе.

Комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) по расследованию авиационного происшествия с самолетом Airbus A-321 VQ-BOZ авиакомпании "Уральские авиалинии", происшедшего 15 августа в районе аэродрома Раменское (г. Жуковский), продолжает работу на месте авиационного происшествия.

В научно-техническом центре МАК проведено обследование бортовых регистраторов, которое установило надлежащее состояние обоих регистраторов (речевого и параметрического) и наличие на них записей аварийного полета. Ведется расшифровка и анализ данных записей.

В работе комиссии принимают участие представители Росавиации, а также, в соответствии с Приложением 13 к Чикагской Конвенции ИКАО, уполномоченный представитель французского бюро расследования (BEA) - государства разработчика самолета и двигателей. К работе комиссии также привлечены специалисты компаний производителей самолета и двигателей, авиакомпании "Уральские авиалинии", а также другие необходимые специалисты. Назначен уполномоченный представитель Великобритании, представляющий интересы государства регистрации воздушного судна (Бермуды).

В связи с запросами представителей СМИ в МАК о порядке и сроках эвакуации самолета Airbus A-321 VQ-BOZ авиакомпании "Уральские авиалинии" председатель комиссии МАК по расследованию данного авиационного происшествия сообщает.

Согласно положениям Воздушного кодекса Российской Федерации эвакуация потерпевшего бедствие воздушного судна с места авиационного происшествия осуществляется силами эксплуатанта данного воздушного судна. Обеспечение охраны места происшествия и выдача разрешения на фото и видеосъемку в целях, отличных от целей технического расследования авиационного происшествия, в компетенцию комиссии МАК по расследованию не входят.

Расследования авиационных происшествий и инцидентов

14.02.2020 в районе аэропорта Сабетта (Ямало-Ненецкий АО, РФ) Ми-8АМТ

RA-24636

Без жертв (данные уточняются)

ВС разрушено

09.02.2020 в аэропорту Усинска Республики Коми (РФ) Боинг 737-500

VQ-BPS

ПАО Авиационная компания «ЮТэйр»

Без жертв

Значительные повреждения ВС

07.02.2020 в районе населенного пункта Лаишево Республики Татарстан Bell-407

RA-01893

Погибших: 1 (данные уточняются)

ВС разрушено

15.01.2020 в 2 км северо-восточнее от поселка Новосиньково Московской области (РФ) Robinson R-44 II

RA-07385

ООО "СтройБизнес"

Без жертв

Значительные повреждения ВС

10.01.2020 в аэропорту Антальи, Турция A321

VQ-BRS

ООО "Северный Ветер"

Без жертв

Значительные повреждения ВС

Расследования авиационных происшествий и инцидентов

01.09.2018 на аэродроме Сочи произошло авиационное происшествие с самолетом Boeing 737-800 VQ-BJI авиакомпании «ЮТэйр». По имеющейся информации, после посадки произошло выкатывание самолета за пределы взлетно-посадочной полосы. В результате выкатывания и последующего пожара самолет получил серьезные повреждения. Погибших нет. Данные о пострадавших уточняются.

Межгосударственный авиационный комитет сформировал комиссию по расследованию данного авиационного происшествия. Комиссия приступила к работе.

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) информирует, что комиссия по расследованию авиационного происшествия с самолетом Boeing 737-800 VQ-BJI продолжает свою работу на месте авиационного происшествия.

Расследование проводится в строгом соответствии со Стандартами и Рекомендуемой практикой Приложения 13 к Чикагской конвенции. Уведомления об АП направлены в Национальный комитет по безопасности на транспорте США – государство разработчика и изготовителя воздушного судна, и Управление по расследованию АП Великобритании, так как самолет зарегистрирован в заморской территории Великобритании – Бермудах.

В рамках комиссии созданы: летная, инженерно-техническая и административная подкомиссии, а также рабочие группы метеообеспечения, УВД, аэродромного обеспечения, которые работают по своим направлениям.

На месте происшествия организовано тесное взаимодействие с МЧС России и СК России.

Комиссией завершено составление кроков (схемы) места АП. Проводятся подготовительные мероприятия по эвакуации воздушного судна и его фрагментов.

Обнаруженные на месте АП бортовые самописцы (фото) доставлены в научно-технический центр МАК. Состояние самописцев удовлетворительное. Считывание информации показало, что запись аварийного полета имеется как на параметрическом, так и на звуковом самописцах. Специалисты МАК приступили к расшифровке и анализу записи.

Комиссия продолжает работу.

Вся официальная информация о ходе и результатах расследования в соответствии с международными и национальными правилами будет публиковаться на официальном сайте МАК.


Смотрите также

polxa reklami

Голосования

Помог ли Вам наш сайт?