С миру по рецепту

Рецепты народной медицины

Подписаться на новости










 

Аутизм как распознать


Как распознать аутизм? | Метки: какой, возраст, диагностировать, аутист, ребенок

Как распознать аутизм в раннем возрасте? Термин «аутизм» (от греческого autos – сам) был введен психиатром Е. Блейлером и означает «оторванность ассоциаций от данных опыта, игнорирование действительных отношений». Швейцарский психиатр Л. Каннер в. впервые дал целостное описание синдрома, наблюдаемого в детской психиатрической практике, который он обозначил как ранний детский аутизм (РДА). Основным нарушением в описанных им клинических случаях он считал неспособность детей с самого рождения устанавливать отношения с окружающими людьми и правильно реагировать на внешние ситуации. Ранний детский аутизм встречается в 2-4 случаях на 10000 населения, а сочетание аутизма с умственной отсталостью – до 20 на 10000. Преобладает это расстройство у мальчиков, в соотношении 3-4:1. Постановка диагноза детского аутизма (синонимы: РДА, синдром Каннера) основывается на наличии трех основных качественных нарушений: недостаток социального взаимодействия, недостаток взаимной коммуникации, а также наличие стереотипных форм поведения. Они являются общими чертами индивидуального развития и проявляются во всех ситуациях, хотя могут варьировать по степени выраженности. Обычно эти особенности проявляются уже на первом году жизни, а к третьему году становятся очевидными. Особенности взаимодействия аутичного малыша с близкими людьми и прежде всего с матерью обнаруживаются уже на инстинктивном уровне. Признаки аффективного неблагополучия видны в ряде наиболее ранних, значимых для адаптации реакций младенца. Остановимся на них подробнее. 1. Одной из первых адаптивно необходимых форм реагирования маленького ребенка является привыкание к рукам матери. По воспоминаниям многих матерей аутичных детей, с этим у них бывали проблемы. Трудно было найти какую-то взаимоудобную как для матери, так и для ребенка позицию при кормлении, укачивании, при ласке, поскольку в руках матери малыш не был способен принять естественную, комфортную позу. Он мог быть аморфным, т.е. как бы «растекался» на руках, либо, наоборот, чрезмерно напряженным, негибким, неподатливым — «как столбик». Напряженность могла быть настолько велика, что, по словам одной мамы, после держания малыша на руках у нее «болело все тело»; 2. другая форма наиболее раннего приспособительного поведения младенца — фиксация взгляда на лице матери. В норме у младенца очень рано обнаруживается интерес к человеческому лицу; как известно, это самый сильный раздражитель. Ребенок уже на первом месяце жизни может проводить бóльшую часть времени бодрствования в зрительном контакте с матерью. Общение с помощью взгляда является, как уже было сказано выше, основой для развития последующих форм коммуникативного поведения. При признаках аутистического развития избегание смотреть в глаза, либо непродолжительность такого контакта отмечаются достаточно рано. По многочисленным воспоминаниям близких, трудно было поймать взгляд аутичного ребенка не потому, что он вообще его не фиксировал, а потому, что смотрел как бы «сквозь», мимо. Однако иногда можно было поймать на себе мимолетный, но острый взгляд ребенка. Как показали экспериментальные исследования аутичных детей старшего возраста, человеческое лицо является самым притягательным объектом и для аутичного ребенка, но он не может надолго фиксировать на нем свое внимание, поэтому, как правило, наблюдается чередование фаз быстрого взгляда и его отвода в лицо; Вот кажется это очень просто заметить… а вот если вы мама 1 ого ребенка, и нет перед глазами сверстников, то сложно это «выявить». у мамы просто было ощущение что с дочкой ужасно сложно играть. То же самое говорил папа — что просто теряется, не знает как с ней играть??… А причина была проста — дочка не смотрела. Не смотрела на то что показываем, не смотрела туда куда показываем рукой. Мама поняла это когда пошла с дочкой на «развивайку» — обалдела КАК МАЛЫШИ СМОТРЯТ!!! Внимательно и с интересом. 3. в норме естественной приспособительной реакцией младенца является также принятие так называемой предвосхищающей позы: малыш протягивает ручки к взрослому, когда тот наклоняется к нему. Выяснилось, что у многих аутичных детей эта поза была невыраженной, что свидетельствовало об отсутствии у них стремления оказаться на руках матери, о дискомфорте от пребывания на руках; Это первое из-за чего неприятно непонятно начало свербить у внутри. Мама помнила по примеру племянницы, что так уже в 6-7 месяцев тянула ручки к маме. У ее дочки этого так и не появилось. Она просто ноет, орет, но жестом позвать не может. 4. признаком благополучия аффективного развития ребенка традиционно считается своевременное появление улыбки и ее адресованность близкому. У всех детей с аутизмом она по срокам появляется практически вовремя. Однако качество ее может быть очень своеобразным. По наблюдениям родителей, улыбка могла возникать скорее не от присутствия близкого человека и его обращения к малышу, а от ряда других приятных ребенку сенсорных впечатлений (тормошения, музыки, света лампы, красивого узора на халате матери и т.д.). У части аутичных детей в раннем возрасте не возникало известного феномена «заражения улыбкой» (когда улыбка другого человека вызывает ответную улыбку ребенка). В норме этот феномен уже явно наблюдается в возрасте 3 месяцев и развивается в «комплекс оживления» — первый вид направленного коммуникативного поведения младенца, когда он не только радуется при виде взрослого (что выражается в улыбке, повышении двигательной активности, гулении, увеличении продолжительности фиксации взгляда на лице взрослого), но и активно требует общения с ним, расстраивается в случае недостаточной реакции взрослого на его обращения. При аутистическом же развитии часто наблюдается «сверхдозирование» ребенком такого непосредственного общения, он быстро пресыщается и отстраняется от взрослого, который пытается продолжить контакт; 5. поскольку близкий человек, ухаживающий за младенцем, и физически, и эмоционально является постоянным посредником его взаимодействия с окружением, ребенок уже с раннего возраста хорошо различает разные выражения его лица. Обычно эта способность возникает в 5 — 6-месячном возрасте, хотя и существуют экспериментальные данные, свидетельствующие о возможности наличия ее и у новорожденного. При неблагополучности аффективного развития у ребенка отмечается затруднение в различении выражения лица близких, а в ряде случаев наблюдается и неадекватная реакция на то или иное эмоциональное выражение лица другого человека. Аутичный ребенок может, например, заплакать при смехе другого человека или засмеяться при плаче. По-видимому, при этом ребенок в большей степени ориентирован не на качественный критерий, не на знак эмоции (отрицательный или положительный), а на интенсивность раздражения, что характерно и для нормы, но на самых ранних этапах развития. Поэтому аутичный ребенок и после полугода может испугаться, например, громкого смеха, даже если смеется близкий ему человек. Для адаптации малышу необходимо также умение выражать свое эмоциональное состояние, делиться им с близким. В норме оно обычно появляется уже после двух месяцев. Мать прекрасно понимает настроение своего ребенка и поэтому может управлять им: утешить, снять дискомфорт, развеселить, успокоить. В случае неблагополучия аффективного развития даже опытные мамы, имеющие старших детей, часто вспоминают, как трудно им было понимать оттенки эмоционального состояния аутичного малыша; 6. как известно, одним из наиболее значимых для нормального психического развития ребенка является феномен «привязанности». Это тот основной стержень, вокруг которого налаживается и постепенно усложняется система отношений ребенка с окружением. Основными признаками формирования привязанности, как уже говорилось выше, является происходящее на определенном возрастном этапе выделение младенцем «своих» из группы окружающих его людей, а также очевидное предпочтение одного лица, ухаживающего за ним (чаще всего матери), переживание разлуки с ней. Грубые нарушения формирования привязанности наблюдаются при отсутствии на ранних этапах развития младенца одного постоянного близкого, прежде всего — при разлуке с матерью в первые три месяца после рождения ребенка. Это — так называемое явление госпитализма, которое наблюдалось Р. Спитцем (1945) у детей, воспитывавшихся в доме ребенка. У этих малышей отмечались выраженные нарушения психического развития: тревога, перерастающая постепенно в апатию, снижение активности, поглощенность примитивными стереотипными формами самораздражения (раскачивание, мотание головой, сосание пальца и др.), безразличие к взрослому человеку, пытающемуся установить с ним эмоциональный контакт. При затяжных формах госпитализма наблюдалось возникновение и развитие различных соматических (телесных) расстройств. Однако если в случае госпитализма существует как бы «внешняя» причина, вызывающая нарушение формирования привязанности (реальное отсутствие матери), то в случае раннего детского аутизма это нарушение порождается закономерностями особого типа психического и прежде всего аффективного развития аутичного ребенка, который не подкрепляет естественную установку матери на формирование привязанности. Последнее иногда проявляется так слабо, что родители могут даже не замечать какого-то неблагополучия в складывающихся с малышом отношениях. Например, он может по формальным срокам вовремя начать выделять близких; узнавать мать; предпочитать именно ее руки, требовать ее присутствия. Однако качество такой привязанности и, соответственно, динамика ее развития в более сложные и развернутые формы эмоционального контакта с матерью могут быть совершенно особыми и существенно отличными от нормы. Рассмотрим наиболее характерные варианты особенностей формирования привязанности при аутистическом типе развития. Сверхсильная привязанность к одному лицу на уровне примитивной симбиотической связи (совместного неразделимого существования). Складывается впечатление, что ребенок физически неотделим от матери. Такая привязанность проявляется прежде всего только как негативное переживание отделения от матери. Малейшая угроза разрушения этой связи может спровоцировать у ребенка катастрофическую реакцию на соматическом уровне. Например, у семимесячного ребенка при уходе матери на полдня (при том, что он оставался с постоянно живущей с ними бабушкой) поднималась температура, возникала рвота и отказ от еды. Известно, что в норме в этом возрасте малыш тоже тревожится, беспокоится, расстраивается при уходе матери, но его реакции не столь витальны (то есть связанны с тем, что жизненно важно), его можно отвлечь, заговорить, переключить на общение с другим близким человеком, на какое-то любимое занятие. Аутичный же малыш, которому свойственна такая тяжелая реакция даже на непродолжительную разлуку с матерью, может вообще не демонстрировать своей привязанности к ней, когда мама рядом. Он не призывает мать к общению, к совместной игре, не пытается поделиться с ней своими положительными переживаниями и может не откликаться на ее обращения. Часто такая связь выражается в том, что ребенок просто не может выпустить маму из своего поля зрения (она не может отойти в другую комнату или закрыть за собой дверь в туалете), а иногда — в выделении на какой-то период одного предпочитаемого лица и неприятии остальных членов семьи. Однако в дальнейшем единственным человеком, которого ребенок будет допускать до себя, может стать кто-то другой (например, бабушка вместо мамы, и в этот период малыш уже будет полностью отказываться от какого-либо взаимодействия с матерью, «не замечать» ее). Дозированность проявления признаков привязанности. При такой форме складывающейся эмоциональной связи с матерью ребенок может рано начать выделять маму и иногда проявлять по отношению к ней исключительно по собственному побуждению сверхсильную, но очень ограниченную по времени положительную эмоциональную реакцию. Малыш может проявить восторг, подарить матери «обожающий взгляд». Однако такие кратковременные моменты страстности, яркого выражения любви сменяются периодами индифферентности, когда ребенок вообще не откликается на попытки матери поддержать с ним общение, эмоционально «заразить» его. Может также наблюдаться длительная задержка в выделении какого-то одного лица в качестве объекта привязанности, иногда ее признаки появляются значительно позже — после года и даже после полутора лет. При этом малыш демонстрирует равную расположенность ко всем окружающим. Такого ребенка родители описывают как «лучезарного», «сияющего», ко всем «идущего на ручки». Однако это происходит не только в первые месяцы жизни (когда в норме формируется и достигает своего расцвета «комплекс оживления» и такую реакцию ребенка, естественно, может вызвать любой общающийся с ним взрослый), но и значительно позже, когда в норме незнакомый человек воспринимается ребенком с осторожностью либо со смущением и стремлением быть поближе к маме. Часто у таких детей вообще не возникает характерного для возраста 7 — 8 месяцев «страха чужого»; кажется, что они даже предпочитают чужих, охотно кокетничают с ними, становятся более активными, чем при общении с близкими.

Как распознать признаки аутизма в раннем возрасте | Материнство

Особенности взаимодействия аутичного малыша с близкими людьми и прежде всего с матерью обнаруживаются уже на инстинктивном уровне. Признаки аффективного неблагополучия видны в ряде наиболее ранних, значимых для адаптации реакций младенца. Остановимся на них подробнее.

а) одной из первых адаптивно необходимых форм реагирования маленького ребенка является привыкание к рукам матери. По воспоминаниям многих матерей аутичных детей, с этим у них бывали проблемы. Трудно было найти какую-то взаимоудобную как для матери, так и для ребенка позицию при кормлении, укачивании, при ласке, поскольку в руках матери малыш не был способен принять естественную, комфортную позу. Он мог быть аморфным, т.е. как бы «растекался» на руках, либо, наоборот, чрезмерно напряженным, негибким, неподатливым — «как столбик». Напряженность могла быть настолько велика, что, по словам одной мамы, после держания малыша на руках у нее «болело все тело»;

б) другая форма наиболее раннего приспособительного поведения младенца — фиксация взгляда на лице матери. В норме у младенца очень рано обнаруживается интерес к человеческому лицу; как известно, это самый сильный раздражитель. Ребенок уже на первом месяце жизни может проводить б?льшую часть времени бодрствования в зрительном контакте с матерью. Общение с помощью взгляда является, как уже было сказано выше, основой для развития последующих форм коммуникативного поведения.

При признаках аутистического развития избегание смотреть в глаза, либо непродолжительность такого контакта отмечаются достаточно рано. По многочисленным воспоминаниям близких, трудно было поймать взгляд аутичного ребенка не потому, что он вообще его не фиксировал, а потому, что смотрел как бы «сквозь», мимо. Однако иногда можно было поймать на себе мимолетный, но острый взгляд ребенка. Как показали экспериментальные исследования аутичных детей старшего возраста, человеческое лицо является самым притягательным объектом и для аутичного ребенка, но он не может надолго фиксировать на нем свое внимание, поэтому, как правило, наблюдается чередование фаз быстрого взгляда и его отвода в лицо;

в) в норме естественной приспособительной реакцией младенца является также принятие так называемой предвосхищающей позы: малыш протягивает ручки к взрослому, когда тот наклоняется к нему. Выяснилось, что у многих аутичных детей эта поза была невыраженной, что свидетельствовало об отсутствии у них стремления оказаться на руках матери, о дискомфорте от пребывания на руках;

г) признаком благополучия аффективного развития ребенка традиционно считается своевременное появление улыбки и ее адресованность близкому. У всех детей с аутизмом она по срокам появляется практически вовремя. Однако качество ее может быть очень своеобразным. По наблюдениям родителей, улыбка могла возникать скорее не от присутствия близкого человека и его обращения к малышу, а от ряда других приятных ребенку сенсорных впечатлений (тормошения, музыки, света лампы, красивого узора на халате матери и т.д.).

У части аутичных детей в раннем возрасте не возникало известного феномена «заражения улыбкой» (когда улыбка другого человека вызывает ответную улыбку ребенка). В норме этот феномен уже явно наблюдается в возрасте 3 месяцев и развивается в «комплекс оживления» — первый вид направленного коммуникативного поведения младенца, когда он не только радуется при виде взрослого (что выражается в улыбке, повышении двигательной активности, гулении, увеличении продолжительности фиксации взгляда на лице взрослого), но и активно требует общения с ним, расстраивается в случае недостаточной реакции взрослого на его обращения. При аутистическом же развитии часто наблюдается «сверхдозирование» ребенком такого непосредственного общения, он быстро пресыщается и отстраняется от взрослого, который пытается продолжить контакт;

д) поскольку близкий человек, ухаживающий за младенцем, и физически, и эмоционально является постоянным посредником его взаимодействия с окружением, ребенок уже с раннего возраста хорошо различает разные выражения его лица. Обычно эта способность возникает в 5 — 6-месячном возрасте, хотя и существуют экспериментальные данные, свидетельствующие о возможности наличия ее и у новорожденного. При неблагополучности аффективного развития у ребенка отмечается затруднение в различении выражения лица близких, а в ряде случаев наблюдается и неадекватная реакция на то или иное эмоциональное выражение лица другого человека. Аутичный ребенок может, например, заплакать при смехе другого человека или засмеяться при плаче. По-видимому, при этом ребенок в большей степени ориентирован не на качественный критерий, не на знак эмоции (отрицательный или положительный), а на интенсивность раздражения, что характерно и для нормы, но на самых ранних этапах развития. Поэтому аутичный ребенок и после полугода может испугаться, например, громкого смеха, даже если смеется близкий ему человек.

Для адаптации малышу необходимо также умение выражать свое эмоциональное состояние, делиться им с близким. В норме оно обычно появляется уже после двух месяцев. Мать прекрасно понимает настроение своего ребенка и поэтому может управлять им: утешить, снять дискомфорт, развеселить, успокоить. В случае неблагополучия аффективного развития даже опытные мамы, имеющие старших детей, часто вспоминают, как трудно им было понимать оттенки эмоционального состояния аутичного малыша;

е) как известно, одним из наиболее значимых для нормального психического развития ребенка является феномен «привязанности». Это тот основной стержень, вокруг которого налаживается и постепенно усложняется система отношений ребенка с окружением. Основными признаками формирования привязанности, как уже говорилось выше, является происходящее на определенном возрастном этапе выделение младенцем «своих» из группы окружающих его людей, а также очевидное предпочтение одного лица, ухаживающего за ним (чаще всего матери), переживание разлуки с ней.

Грубые нарушения формирования привязанности наблюдаются при отсутствии на ранних этапах развития младенца одного постоянного близкого, прежде всего — при разлуке с матерью в первые три месяца после рождения ребенка. Это — так называемое явление госпитализма, которое наблюдалось Р. Спитцем (1945) у детей, воспитывавшихся в доме ребенка. У этих малышей отмечались выраженные нарушения психического развития: тревога, перерастающая постепенно в апатию, снижение активности, поглощенность примитивными стереотипными формами самораздражения (раскачивание, мотание головой, сосание пальца и др.), безразличие к взрослому человеку, пытающемуся установить с ним эмоциональный контакт. При затяжных формах госпитализма наблюдалось возникновение и развитие различных соматических (телесных) расстройств.

Однако если в случае госпитализма существует как бы «внешняя» причина, вызывающая нарушение формирования привязанности (реальное отсутствие матери), то в случае раннего детского аутизма это нарушение порождается закономерностями особого типа психического и прежде всего аффективного развития аутичного ребенка, который не подкрепляет естественную установку матери на формирование привязанности. Последнее иногда проявляется так слабо, что родители могут даже не замечать какого-то неблагополучия в складывающихся с малышом отношениях. Например, он может по формальным срокам вовремя начать выделять близких; узнавать мать; предпочитать именно ее руки, требовать ее присутствия. Однако качество такой привязанности и, соответственно, динамика ее развития в более сложные и развернутые формы эмоционального контакта с матерью могут быть совершенно особыми и существенно отличными от нормы.

Рассмотрим наиболее характерные варианты особенностей формирования привязанности при аутистическом типе развития.

Сверхсильная привязанность к одному лицу на уровне примитивной симбиотической связи (совместного неразделимого существования). Складывается впечатление, что ребенок физически неотделим от матери. Такая привязанность проявляется прежде всего только как негативное переживание отделения от матери. Малейшая угроза разрушения этой связи может спровоцировать у ребенка катастрофическую реакцию на соматическом уровне. Например, у семимесячного ребенка при уходе матери на полдня (при том, что он оставался с постоянно живущей с ними бабушкой) поднималась температура, возникала рвота и отказ от еды. Известно, что в норме в этом возрасте малыш тоже тревожится, беспокоится, расстраивается при уходе матери, но его реакции не столь витальны (то есть связанны с тем, что жизненно важно), его можно отвлечь, заговорить, переключить на общение с другим близким человеком, на какое-то любимое занятие. Аутичный же малыш, которому свойственна такая тяжелая реакция даже на непродолжительную разлуку с матерью, может вообще не демонстрировать своей привязанности к ней, когда мама рядом. Он не призывает мать к общению, к совместной игре, не пытается поделиться с ней своими положительными переживаниями и может не откликаться на ее обращения. Часто такая связь выражается в том, что ребенок просто не может выпустить маму из своего поля зрения (она не может отойти в другую комнату или закрыть за собой дверь в туалете), а иногда — в выделении на какой-то период одного предпочитаемого лица и неприятии остальных членов семьи. Однако в дальнейшем единственным человеком, которого ребенок будет допускать до себя, может стать кто-то другой (например, бабушка вместо мамы, и в этот период малыш уже будет полностью отказываться от какого-либо взаимодействия с матерью, «не замечать» ее).

Дозированность проявления признаков привязанности. При такой форме складывающейся эмоциональной связи с матерью ребенок может рано начать выделять маму и иногда проявлять по отношению к ней исключительно по собственному побуждению сверхсильную, но очень ограниченную по времени положительную эмоциональную реакцию. Малыш может проявить восторг, подарить матери «обожающий взгляд». Однако такие кратковременные моменты страстности, яркого выражения любви сменяются периодами индифферентности, когда ребенок вообще не откликается на попытки матери поддержать с ним общение, эмоционально «заразить» его.

Может также наблюдаться длительная задержка в выделении какого-то одного лица в качестве объекта привязанности, иногда ее признаки появляются значительно позже — после года и даже после полутора лет. При этом малыш демонстрирует равную расположенность ко всем окружающим. Такого ребенка родители описывают как «лучезарного», «сияющего», ко всем «идущего на ручки». Однако это происходит не только в первые месяцы жизни (когда в норме формируется и достигает своего расцвета «комплекс оживления» и такую реакцию ребенка, естественно, может вызвать любой общающийся с ним взрослый), но и значительно позже, когда в норме незнакомый человек воспринимается ребенком с осторожностью либо со смущением и стремлением быть поближе к маме. Часто у таких детей вообще не возникает характерного для возраста 7 — 8 месяцев «страха чужого»; кажется, что они даже предпочитают чужих, охотно кокетничают с ними, становятся более активными, чем при общении с близкими.

Елена Баенская, кандидат психологических наук,
специалист Института коррекционной педагогики РАО,
Отрывок из книги «Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст)»

Признаки аутизма у ребенка 3 лет

Признаки аутизма у ребенка 3 лет. Симптомы и как распознать аутизм у детей от 3 до 4 лет.

20 Янв

автор Гимранов Р. Ф.

Первые признаки и симптомы аутизма могут проявиться у ребенка к 1,5-2 годам, а в 3, 4-х, 5 годам – стать ярко выраженными. В этом возрасте нужно пристально наблюдать за поведением малышей, чтобы распознать такую особенность их здоровья. Это поможет вовремя начать коррекцию или лечение. По мере взросления, с каждым годом ребенку труднее будет социализироваться, развить нужные навыки до уровня нормы.

Это скорее не заболевание, а расстройство деятельности мозга, затрагивающее восприятие мира ребенком. Вместе с этим, накладывающее отпечаток на интеллектуальные способности и особенности общения.

В зависимости от степени выраженности, люди с таким синдромом могут вести нормальную жизнь с небольшими особенностями, либо вообще утрачивают связь с реальным миром. Успех работы медиков зависит от раннего выявления болезни, проводимых мероприятий и отсутствия ухудшающих состояние заболеваний. Таких, как эпилепсия в детском возрасте.

Содержание статьи:

Степени тяжести

Поведение ребенка-аутиста в 3-4 года, основные признаки, симптомы аутизма, различимые на фото и видео, позволяющие как распознать, так и лечить его, разнятся в зависимости от варианта заболевания.

Выделяют 2 формы расстройства, различающиеся по тяжести проявлений и наличию дополнительных болезней:

  • Легкая, которая позволяет успешно социализироваться, получить образование, работать. Имеются умеренные отклонения в поведении и специфике общения с окружающим миром. Отмечаются выдающиеся способности в какой-нибудь области, интеллектуальное отставание от сверстников минимальное или отсутствует.
  • Тяжелая, при которой аутичные черты у ребенка 3 лет уже ярко выражены. Он практически не говорит, не проявляет интереса к окружающему миру, к другим людям или животным. Есть нарушения поведения, не исключено заметное отставание умственного развития от сверстников. Таким деткам требуется обследование и лечение.

В 3 года аутизм уже проявляется у ребенка, поэтому полезно знать, как определить его, распознать степень тяжести болезни.

Клинические проявления

Симптомы и признаки детского аутизма в 3-4 года:

  • Отсутствие желания идти на контакт с окружающими. Дело не только в развитии речи, но и в других проявлениях нежелания общаться, как со сверстниками, так и со взрослыми. Малыш не смотрит в глаза, не проявляет интереса к родственникам, близким людям, не хочет самостоятельно контактировать.
  • Отсутствие сюжета в игре или нежелание малыша его объяснить.
  • Замена игрушек неигровыми предметами, часто своеобразными.
  • Эгоцентризм, ярко проявляющийся в общении со сверстниками. Ребенок не замечает, что вокруг есть кто-то еще. Не воспринимает остальных людей как живых существ с собственной волей.
  • Не формируется образное мышление.
  • Говорит о себе в третьем лице, не отзывается на свое имя.
  • Может долго молчать, а затем ответить на вопрос длинной сложной продуманной фразой.
  • Регулярно случаются истерики в новых местах или если что-то из привычного быта изменилось.
  • Пугается громких звуков, ярких вспышек. Страх быстро перерастает в истерику.
  • Чрезмерно привязан к матери, не проходит стадию «Я – сам».
  • Проявляет чрезмерную жестокость (не различает живое и не живое).
  • Присутствуют стереотипные, повторяющиеся движения, ритуалы.
  • Возникают трудности с координацией движений, особенно при подъеме по лестнице или при использовании мелкой моторики.

Признаки и симптомы детского аутизма в 3-4 года проявляются комплексно. Присутствие у ребенка 1 или 2 описанных признаков, не означает патологии. Это может быть акцентуация характера, особенность воспитания.

Когда отмечаются больше 2-х разнонаправленных проявлений, стоит начинать подозревать подобное отклонение.

Диагностика

Только в динамике. На фото, ребенок-аутист выглядит, как и все, признаки выделяться не будут. А вот на видео, аутизм уже проявится. Так как будут заметны отклонения в поведении, чрезмерная закрытость, отсутствие интереса к происходящему вокруг.

Основные признаки аутизма в три (3) года у детей выражены достаточной, чтобы можно было пройти диагностику и сделать верное диагностическое заключение.

Главный принцип при подозрении расстройств аутического характера – исключить другие заболевания, имеющие схожие проявления.

Малыш проходит через ряд процедур:

  • МРТ, показывающее, что мозг здоров и работает как надо, исключает наличие опухолей;
  • осмотр у отоларинголога, проверка сохранен ли слух;
  • рутинные анализы мочи, крови;
  • исследование электромагнитной активности мозга, чтобы исключить эпилепсию у детей методом ЭЭГ.

После исключения органической патологии, проводится тестирование по опроснику, составленному международной ассоциацией врачей.

Опрашивается не только сам пациент, но и его родители. Нюансы поведения, которые они считали не важными, могут открыть глаза на истинное положение дел.

Обращаться следует к врачам, целенаправленно работающим с детьми с такой особенностью. Педиатры и психиатры, не всегда знают точно, как выражается аутизм в 4 года. Могут поставить неправильный диагноз, время на реабилитацию будет упущено.

Лечение

Расстройство считается неизлечимым, это особенность восприятия мира человеком с определенными отклонениями в работе мозга. Однако проявления аутизма у ребенка 3-4 лет не означают, что его социальная жизнь исчерпывается.

Надлежащие меры лечения, коррекции, регулярные занятия, помогают таким ребятам социализироваться, стать успешными взрослыми. Да, определенные особенности сохраняются, но они не мешают жизни.

Основа лечения – работа с психологом/психиатром пациента и его родителями. Для успешной реабилитации нужно:

  • лечение, иногда с применением медикаментов, корректирующих поведение на протяжении месяцев, лет;
  • регулярные сеансы с психологом;
  • обучение в специализированных детских садах, школах;
  • соблюдение режима дня, деятельности, труда и отдыха;
  • повторение простых, нужных для жизни действий, так как аутист учится таким вещам медленнее сверстников;
  • касается как вещей, которые всегда должны лежать на своих местах, так и людей вокруг малыша;
  • регулярный отдых родителей, чтобы избежать эмоционального выгорания от общения с таким особенным ребенком.

В большинстве случаев, к средней или старшей школе при соблюдении всех рекомендаций врачей, детки с синдромом аутизма легкой степени полностью социализируются. Пациенты с тяжелой формой расстройства, могут быть утрачены для социума навсегда.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

× На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование. Подробнее.

Как распознать аутизм у ребенка | Здоровье ребенка | Здоровье

Об особенностях диагностики и лечения этого заболевания рассказывает наш эксперт, – врач-невролог, кандидат медицинских наук Игорь Воронов.

Подозрительные симптомы

Двухлетний сынишка моей подруги растет очень замкнутым: не реагирует на обращенные к нему вопросы взрослых, избегает общения с другими детьми. Подруга боится, что у него аутизм. По каким признакам это можно определить?

Вероника, Нижний Новгород

– Диагноз раннего детского аутизма выставляют не раньше чем в 2–3 года. Принято считать, что такие дети замкнуты, нелюдимы, неконтактны. И чаще всего это действительно так. Однако аутизм имеет достаточно широкий спектр проявлений, когда у ребенка может наблюдаться и двигательная гиперактивность, даже агрессивность. Обычно «странности» поведения становятся заметны в возрасте 6–8 месяцев, когда ребенок неактивно реагирует на маму и ее ласку, спокойно остается один в комнате в возрасте 7–8 месяцев, не проявляя беспокойства, избирательно реагирует на членов семьи и т. д.

Кстати
Впервые родители детей, страдающих аутизмом, обращаются к педиатру и к неврологу, которые, заподозрив данное нарушение, должны направить ребенка к психиатру, педагогу-дефектологу, логопеду.

После года, а иногда и раньше, у такого ребенка могут отмечаться стереотипные движения, когда он длительно и часто повторяет двигательные действия, например, похлопывает себя руками по несколько минут, навязчиво раскачивается на стуле…

В дальнейшем у него может отмечаться строгая избирательность в еде, в маршруте прогулки на улице и т. д.

Однако чаще всего с жалобами на признаки аутистического поведения к специалистам обращаются родители с детьми в возрасте 2–2,5 года, у которых наблюдается задержка речевого развития. Хотя при аутизме нередко может быть и достаточно высокий уровень интеллекта.

Болезнь или мода?

Что такое аутизм и как часто он встречается?

Иван, Московская обл.

– Аутизм – это нарушение социальной коммуникации, которое проявляется ограниченностью взаимодействия ребенка (взрослого) с окружающим миром и людьми, ограниченностью интересов и стереотипностью движений и поступков, низкой коммуникацией на разных уровнях. Число случаев аутизма в России и за рубежом постепенно растет. Этот диагноз, если так можно выразиться, стал «модным» и нередко выставляется неоправданно. Ведь далеко не каждое нарушение поведения является аутизмом.

Лекарства – не главное

У нас во дворе гуляет мама с ребеночком-аутистом. Глядя на него, сердце кровью обливается. Скажите, это как-нибудь лечится?

Марина, Москва

– Прежде всего такие дети нуждаются в проведении специализированных занятий с педагогом-дефектологом, логопедом. В Москве и ряде других городов сегодня работают различные реабилитационные центры, лекотеки (служба психологического сопровождения и педагогической помощи родителям детей с проблемами развития. – Ред.), в которых занимаются с такими детьми.

Специфического медикаментозного лечения аутизма не существует. Более того, специалисты отмечают, что обладатели этого диагноза реагируют на медикаментозное лечение так же избирательно, как и на людей, события. Например, успокоительные средства могут их возбуждать. Однако полностью отказываться от медикаментозного лечения детей, страдающих аутизмом, не совсем правильно. В этом вопросе необходим комплексный подход.

Читайте в соцсетях!

Главное - не сдаваться. Как распознать аутизм и помочь «детям дождя» | ПСИХОЛОГИЯ | ЗДОРОВЬЕ

Среди посетителей недавно открывшегося сенсорного сада и воспитанников смоленской лекотеки – немало малышей с диагнозом «ранний детский аутизм». Что это за заболевание, и  как помочь особенным деткам и их родителям, SMOL.AIF.RU рассказывает заместитель директора по коррекционной работе Центра психолого-медико-социального сопровождения, педагог-психолог отдела лекотеки Алена Каминская.

«Дети дождя»

Олеся Томашова, SMOL.AIF.RU: Алена Владимировна, как проявляется аутизм, когда это может случиться и что должно насторожить родителей в поведении малыша?

Алена Каминская: Один из основных симптомов - нарушения речи. Если сверстники малыша уже вовсю рассказывают стихи, а ваш ребенок все еще молчит - не стоит паниковать, но все же присмотритесь пристальней к его поведению. У детей-аутистов абсолютно отсутствуют навыки самообслуживания, зато они отличаются повышенным чувством брезгливости – например, ребенок даже ложку берет только салфеткой. Он не просится в туалет, часто не реагирует на просьбы, а когда к нему обращаются, затыкает уши и закрывает глаза.

Дети-аутисты чрезвычайно болезненно реагируют на новшества - новую обстановку, новые условия, новых людей, он словно старается оградить себя от сильных впечатлений. Им трудно социализироваться, общаться, такие дети нередко проявляют агрессию - кусаются, дергают за волосы, дерутся. И не могут смотреть на себя в зеркало. Причем очень часто такое поведение проявляется как бы «вдруг», в 2-3-летнем возрасте. Вроде бы все было нормально - малыш улыбался, был оживлен, как все детки, просился на горшок, радовался игрушкам. Но «щелк» – и ребенка уже трудно узнать. Тогда надо срочно обращаться к специалистам. 

- В чем причина возникновения аутизма у ребенка?

- Природа его возникновения до конца не изучена, то есть нельзя со стопроцентной уверенностью сказать - почему. Версий множество - от генной до социальной. Некоторые ученые полагают, что это может быть спровоцировано хромосомными аномалиями или обменными нарушениями. Есть данные, что у аутичных детей присутствует нарушение развития мозга, в частности, миндалевидного тела - центра, отвечающего за эмоции. Существует также мнение, что к развитию патологии может привести так называемая эмоциональная холодность родителей, особенно на ранних этапах развития детей: то есть когда ребенка не берут на ручки, не целуют, не разговаривают с ним или пренебрегают его нуждами.

Детский аутизм может проявиться уже в 2-3 года. Фото: АиФ / Александр Губарев

- Правда ли, что в наши дни больных аутизмом стало намного больше?

- Скорее да. Я тоже, как педагог-психолог, наблюдаю такую тенденцию. Согласно имеющимся у нас данным, на начало прошлого года в Смоленске официально диагноз «ранний детский аутизм» имели 58 детей, сейчас цифра изменилась. Только официально зарегистрированными числится 74 ребенка. И еще одна цифра - на 10 тысяч детей в России рождается 8 детей с аутизмом. Очень многие, не имея диагноза «ранний детский аутизм», при этом имеют элементы аутистического поведения или расстройства аутистического спектра. 

Как раз для оказания помощи таким детям и была создана лекотека. Но ведение и психологическое сопровождение ребенка-аутиста – это сложный и трудный процесс. Сначала мы, безусловно, налаживаем контакт с малышом (этот период может быть очень длительным и требует и от родителя, и от специалиста терпения и понимания), а потом уже совместно с родителем пытаемся сформировать у него хотя бы базовые навыки самообслуживания, чтобы ребенок начал кушать самостоятельно или проситься в туалет. Чтобы пусть не словами, но хотя бы по картинкам мог обозначить, что он хочет кушать или во что играть. Или просто подавал родителям знак о своих желаниях. На каждого ребенка мы составляем индивидуальную программу развития исходя из особенностей малыша и его семьи.

Из опыта работы могу сказать, что после грамотно выстроенного общения с родителями и квалифицированной работы специалистов лекотеки детки начинают общаться, социализируются, и некоторые из них даже поступают в общеобразовательные школы. 

Особенным детям нужно помогать познавать мир. Фото: АиФ / Александр Губарев

- То есть это возможно - чтобы ребенок с аутизмом посещал обычную школу?

- Скажу больше, среди таких детей большой процент по-настоящему талантливых ребят. Некоторые имеют достаточно высокий уровень интеллекта и часто находят себя в точных науках. К примеру, в компаниях Билла Гейтса, по разным данным, трудятся до 20% сотрудников-аутистов. Вспомните знаменитого героя фильма «Человек дождя»: Реймонд Баббит знал наизусть телефонный справочник и мог в уме извлечь квадратный корень из любого четырехзначного числа, отгадывал комбинации цифр в казино. Это - совсем не выдумка киносценаристов. Другая крайность - низкий интеллект, граничащий с умственной отсталостью. Тогда, конечно, трудно развивать умственные способности - нужно привить элементарные навыки самообслуживания и расширять кругозор.

Чувствовать, любить и верить

- Что важно знать родителям о том, как себя вести с малышом-аутистом?

- Важно чувствовать своего ребенка, любить и верить в него. И учитывать его особенности. Его следует брать везде с собой, развивать, разговаривать, спрашивать. Иногда даже заставлять делать то, что жизненно необходимо. То есть учить, как нужно чистить зубы, подогреть себе еду, застелить постель и прочее. Важно помнить: если ребенок молчит и, как вам кажется, не слышит вас, это вовсе не означает, что он это не понимает. Скорее всего, он просто накапливает знания, и, если продолжать трудиться и не сдаваться, однажды можно услышать его голос. Стоит отметить, что родители также нуждаются в поддержке, ведь они зачастую чувствуют себя брошенными и ненужными, испытывают стыд и неловкость за странности в поведении ребенка. И им также нужна помощь. 

- Аутизм - это навсегда? Или со временем его проявления могут сойти на нет?

- Все может быть. Надо верить и трудиться. Поверьте, среди нас немало людей, которые в детстве пережили этот диагноз, и сейчас они живут нормальной жизнью: ходят на работу, завели семьи. И даже коллеги могут не знать об их особенностях. Но проявления элементов аутистичесих расстройств у них могут остаться. И давать о себе знать в критических ситуациях.

По мнению психолога, детей-аутистов можно и нужно социализировать. Фото: Официальный сайт Центра психолого-медико-социального сопровождения

- Может ли взрослый человек вдруг заболеть аутизмом?

- В этом случае корректнее вести речь о проявлениях аутизма - аутичном поведении. Когда в результате стресса, потери или расставания с близкими человек начинает вести себя как аутист - замыкается в себе и ни на что не реагирует. К сожалению, такие проявления встречаются все чаще. Причина в том числе и в том, что люди меняют живое общение на общение в сетях, в телефоне. Здесь сложно разобраться, что это - депрессия, проявления аутизма или шизофрения. Это может сделать только специалист. 

Как распознать предрасположенность ребенка к аутизму

За последнее десятилетие количество детей с диагнозом аутизм возросло в разы. По данным статистики, в Америке каждый 41-й ребенок страдает расстройством аутистического спектра (РАС). Аутизм уже не считается редким заболеванием, как это было в 70-80х годах. В этой статье собраны наиболее распространенные симптомы аутизма, о которых нужно знать родителям, чтобы своевременно предпринять меры.

Различные исследования доказывают, что от 13 до 48% детей, у которых подтвердился диагноз РАС, с рождения развивались абсолютно нормально, а первые симптомы появились только к 1-2 годам. Впоследствии эти дети утратили коммуникативные и вербальные навыки. Установлено, что ускорить проявление симптомов могут факторы окружающей среды, поэтому сейчас больше времени уделяется совершенствованию методик ранней диагностики заболевания, а также его профилактики. Родители должны следить за состоянием, поведением детей и своевременно реагировать при обнаружении любых отклонений в развитии. Не стоит думать, что нормально, если новорожденный ребенок страдает коликами, запором либо диареей, часто срыгивает. Такие симптомы с возрастом могут поспособствовать развитию серьезных аутоиммунных нарушений. Предлагаем родителям ознакомиться со списком симптомов, присущих «современным детским эпидемиям».

Симптомы, указывающие на высокий риск развития аутизма

1. Частые опрелости, колики, срыгивания у новорожденных.

2. Шелушение кожного покрова (на лице, кистях, локтях, коленях).

3. Позднее ползание и хождение, задержка разговорной речи и крупной моторики.

4. Постоянное хождение на цыпочках.

5. Избегание зрительного контакта (ребенок при общении смотрит в сторону).

6. Истончение волос, перхоть.

7. Покраснение щек и ушей после приема пищи.

8. Постоянный кашель либо заложенность носа.

9. Частое дыхание через ротовую полость.

10. Частые ушные инфекции и воспалительные процессы в горле.

11. Проблемы с системой пищеварения (частые боли в животе).

12. Частые инфекции мочеполовой системы.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

13. Проблемы с ротовой полостью (кариес, неприятный запах изо рта).

14. Частое дневное и ночное недержание мочи (когда ребенок уже приучен к туалету).

15. Частая диарея либо запоры, наличие не переваренных остатков пищи в кале и изменение его цвета.

16. Повышенное газообразование.

17. Образование под глазами темных кругов.

18. Чрезмерное пото- и слюноотделение.

19. Постоянные истерики.

20. Белесый налет на языке.

21. Молочница.

22. Неправильная форма ногтей.

23. Частое высовывание языка изо рта.

24. Предпочтение поз, оказывающих давление на тело.

25. Частые взмахи руками.

26. Слабый мышечный тонус.

27. Повышенная утомляемость либо напротив, гиперактивность.

28. Увеличенные лимфатические узлы.

29. Нежелание вставать по утрам.

30. Агрессивное поведение.

31. Нервные тики.

32. Сенсорно-защитное поведение (когда ребенка раздражает яркий свет, повседневные звуки и запахи).

33. Сенсорно-поисковое поведение (стремление всегда сталкиваться с людьми).

34. Обсессивно-компульсивное поведение (склонность к собирательству чего-либо).

Такие симптомы иногда могут возникать и у здоровых детей, но если они носят постоянный характер, это уже повод для беспокойства. Большая часть этих симптомов не обнаруживается при обычном медосмотре, хотя некоторые из них четко указывают на наличие проблем со здоровьем.

Подписывайтесь на Эконет в Pinterest!

Необходимо понимать, что вышеперечисленные признаки могут свидетельствовать не только об аутоиммунных заболеваниях, но и других нарушениях, к примеру, дисбактериозе, митохондриальной дисфункции, синдроме нарушенного всасывания или иммунной дисрегуляции. Поэтому важно пройти полное обследование и установить точную причину возникновения симптомов.

Био-маркеры развития РАС

Существует ряд признаков, указывающих на развитие РАС. К ним относятся:

  • пониженный уровень фолатов и витаминов группы B в организме;
  • пониженный уровень железа, цинка, магния, йода, селена и лития;
  • пониженный холестерин;
  • стремительный рост, особенно в первый год жизни;
  • увеличенный размер головного мозга.

Выявление нарушений при беременности

Предрасположенность ребенка к аутизму можно определить, когда он еще находится в утробе матери. Например, если в первом триместре беременности у женщины наблюдается гипотироксинемия (ненормальный уровень гормона Т4), это увеличивает риск рождения ребенка с аутизмом в 4 раза. Поэтому женщинам в положении важно предпринимать профилактические меры, чем раньше удастся заподозрить проблему, тем легче в дальнейшем ее побороть. Своевременное лечение, даже просто корректировка питания ребенка позволит избежать серьезных осложнений. опубликовано econet.ru

Подписывайтесь на наш youtube канал!

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet


Смотрите также

polxa reklami

Голосования

Помог ли Вам наш сайт?